Rambler

Начало
Главная
Мои проекты
Выборы-2008
Аналитика
Законы
Карабах
Библиотека
Фото Баку
Сегодня в мире
Шоу-бизнес
Ссылки

Rambler's Top100

 

Расим Мусабеков: «Анкара под давлением Вашингтона и Брюсселя уже давно открыла свое воздушное пространство для гуманитарной помощи Армении. Теперь, видимо, на очереди сухопутная граница»

09 Сентября 2008 [18:39] - Day.Az . Интервью Day.Az с известным азербайджанским политологом Расимом Мусабековым.

  - Армяно-турецкая граница может быть открыта для гуманитарной помощи, и это зависит от «жестов армянской стороны и развития отношений». Об этом сообщает турецкая газета «Hurriyet» со ссылкой на дипломатические источники. Что бы это могло означать? И что значит «гумманитарная помощь»?

- Вообще-то Анкара под давлением Вашингтона и Брюсселя уже давно открыла свое воздушное пространство для гуманитарной помощи для Армении. Теперь, видимо, на очереди сухопутная граница. Имеется в виду доставка грузов, отправляемых Армении в рамках многомиллионной помощи, оказываемой этой стране со стороны США и ЕС. Дело в том, что использование иных маршрутов сильно удорожает транспортные расходы. Конгрессмены США неоднократно предлагали вычитывать это удорожание из средств, которые выделяются в качестве помощи Турции, хотя дело до этого и не доходило. Сейчас Анкара в контексте смягчения отношений с Ереваном, по-видимому, готова в качестве жеста доброй воли открыть границу для таких грузов. «Гуманитарная помощь» Армении сегодня - это не только продовольствие и медикаменты, а оборудование, материалы и пр.

- Завтра в Баку прибудет Абдулла Гюль. Далее он совершит визит в США. Будет ли этот визит связан с последней поездкой турецкого президента в Ереван, поскольку, как заявил президент Турции, в ходе встречи с армянским коллегой он обсудил также нагорно-карабахский вопрос?

- В части Баку, несомненно. Доверительный и близкий характер наших отношений с Турцией предполагает не только информирование азербайджанского руководства о содержании переговоров, которые ведутся Анкарой с Арменией, но и учет наших озабоченностей и интересов в контексте карабахского конфликта. Что же касается визита Гюля в Вашингтон, то помимо согласования с американцами своих последних инициатив, для него важно заранее установить контакты с претендентами от Республиканской и Демократической партий на предстоящих в ноябре президентских выборов США.

- Аналитики утверждают, что Анкара взяла курс на восстановление своей роли региональной державы, с чем и связан был визит президента Турции в Ереван, а также идея Реджепа Тайипа Эрдогана о создании Кавказского форума. Вы согласны с этим?

- Вообще-то роль Турции в качестве региональной державы признается, если и не всеми, то многими, и, в первую очередь, европейскими державами и США. Другое дело, что Анкара все чаще выступает с внешнеполитическими инициативами, более отчетливо артикулирует собственные интересы и видение развития региона и мира, не удовольствуется тем, чтобы послушно следовать в фарватере политики США, касается ли это Ближнего Востока, Ирана или Южного Кавказа.

Однако визит президента Гюля в Ереван, инициатива премьер-министра Эрдогана в отношении «Платформы безопасности и стабильности на Кавказе Южном Кавказе» - это не только отражение возросших амбиций Турции. Скорей, мы наблюдаем попытку Анкары инициативно реагировать на довольно опасные вызовы и кризис в регионе, из-за российской интервенции в Грузию и фактической аннексией Абхазии и Южной Осетии.

Для Турции конфронтационный сценарий развития ситуации на Южном Кавказе, с превращением этого региона в поле битвы между Россией и Западом чреват огромными рисками и потерями. Ведь, как единственный член НАТО, непосредственно граничащий с Южным Кавказом, Турция рискует превратиться в прифронтовое государство, и именно на нее в этом случае ляжет основная тяжесть людских и финансовых потерь. Очевидно, что такая перспектива не радует Анкару, и поэтому ею предпринимаются усилия, чтобы начать диалог с Москвой и странами Южного Кавказа с тем, чтобы снизить градус напряженности и несколько разрядить ситуацию.

Поэтому, даже если «Платформа безопасности и стабильности на Южном Кавказе», выдвинутая Эрдоганом и не будет реализована (а это скорей всего, так и будет), а переговоры с Арменией не дадут конкретных результатов, процесс интенсивного диалога в момент кризиса уже создает амортизирующий эффект и полезен.

- Министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян в ходе встречи с турецким коллегой подтвердил позицию армянской стороны о готовности установить отношения с Турцией без предусловий. Может ли это означать, что сегодня Ереван готов притормозить признание «геноцида армян» и стать более сговорчивым в карабахском вопросе?

- Это не новая позиция, и она вовсе не означает отказ от политики продвижения процесса признания «геноцида армян» или уступчивости в карабахском вопросе. В вопросе «геноцида» Ереван кивает на диаспору, а что касается карабахского конфликта, то лелеет тайную надежду, что Анкара взамен на отказ Еревана выступать с прямыми претензиями к Турции, отойдет от своей принципиальной позиции поддержки Азербайджана и даже окажет воздействие на Баку, с целью склонить его к приемлемым для армян компромиссам. Однако, хотя армяне хорохорятся, положение их далеко не завидное.

События в Грузии показали крайнюю уязвимость Армении, которая впервые действительно оказалась в транспортной блокаде. В Ереване бензин начали продавать по талонам. Еще немного - и возникли бы перебои с продуктами питания. А впереди зима. Если отношения Тбилиси с Москвой останутся конфронтационными, то об армянском транзите через Грузию на Россию придется позабыть.

А ведь это означает, что не будет российского газа, невозможно будет доставлять ТВЭЛы (тепловыделяющие элементы) для атомной электростанции. Впереди зима, причем, как было объявлено Мецаморская АЭС останавливается на плановый 3-месячный профилактический ремонт. Так что армянским правителям есть из-за чего волноваться, тем более что легитимность действующей власти оппозицией и широкими массами населения не признается. Открытие армяно-турецкой границы может статься для Еревана жизненно важным, и Анкаре следует максимально использовать это обстоятельство и не продешевить на ведущихся переговорах.

- Как Вы думаете, пойдет ли Анкара на открытие границы с Ереваном вопреки неурегулированности нагорно-карабахского конфликта с целью реализации национальных интересов Турции в регионе?

- Допускаю, что в качестве жеста доброй воли Анкара может открыть границу для «гуманитарных» грузов, разрешить в ограниченных масштабах приграничную торговлю и взаимные посещения граждан. Дальнейшее будет зависеть от реакции Еревана. Установление дипломатических отношений не означает признание Арменией существующих границ.

Поэтому для Турции важно зафиксировать именно отказ Еревана от территориальных и иных претензий. В этом случае активность диаспоры по продвижению признания «геноцида» может создавать только имиджевые неприятности для Турции, но не более. Ведь территориальные претензии, препятствия для вступления в Евросоюз и пр. имеют некоторую силу и значение лишь в том случае, когда за ними стоит конкретное государство, субъект международных отношений.

Что касается нормализации армяно-турецких отношений в ущерб Азербайджану и нашим интересам в вопросе карабахского урегулирования, то даже если такая мысль и приходит кому-то в голову, то Гюль и Эрдоган достаточно опытные, искушенные политики, чтобы ради эфемерных дивидендов рисковать стратегическим союзничеством с нами. Турецкое общественное мнение, военные, оппозиция не допустят циничной сделки за счет азербайджанских братьев.

Однако я призвал бы критиков Абдуллы Гюля подумать и о том, что без налаживания диалога с Ереваном, некоторого смягчения отношений с армянами, Турция не может претендовать на то, чтобы играть посредническую роль в урегулировании нагорно-карабахского конфликта.

Принимая во внимание, что после действий России в Грузии отношения России с США и Евросоюзом напряжены и деятельность Минской Группы парализована, Москва демонстрирует намерение взять процесс карабахского урегулирования в свои руки. Чтобы не остаться сторонним наблюдателем в этом процессе, Турция должна искать новые возможности для повышения своей роли в качестве региональной державы, что мы и наблюдаем. Окажутся ли эти дипломатические маневры Анкары продуктивными, сказать трудно. Не исключаю, что Россия желала бы видеть Анкару в роли статиста или секунданта на южно-кавказской сцене, на которой она себя видит патроном. Боюсь, что если Турция будет действовать самостоятельно, без поддержки со стороны традиционных союзников в лице США и НАТО, то так оно может и случиться.

- Москва в последние дни демонстрирует активность по отношению к Азербайджану. Действительно ли Россия намерена взять процесс карабахского урегулирования в свои руки?

- Судя по всему, да. Последние события, связанные с Грузией, показывали, что застарелые этно-территориальные конфликты бесконечно держать в «замороженном» состоянии невозможно. Если разразится новая армяно-азербайджанская война, то она будет гораздо опасней и масштабней, чем недавние военные действия в Грузии. Не известно, останется ли в таком случае Турция в стороне, а это означает большую войну, которая грозит непредвиденными последствиями. Такой ход событий опасен и нежелателен для всех. Деятельность же Минской Группы из-за поведения России и напряженности в ее отношениях с США и Евросоюзом, фактически парализована.

В этих условиях Москва намерена взять процесс урегулирования в свои руки с тем, чтобы, во-первых, продемонстрировать миру, что она может выступать не только в негативном качестве, но и способна сыграть конструктивную, миротворческую роль. Во-вторых, после признания независимости Абхазии и Южной Осетии Россия надолго заморозила отношение с Грузией. Следовательно, транзит военных грузов не только по суше, но даже с использованием воздушного пространства Грузии для Москвы становится невозможным. В результате армянский форпост РФ остается изолированным. Открыть коммуникации на Армению Россия может лишь в случае прогресса в карабахском урегулировании, как минимум, освобождении оккупированных районов вокруг Нагорного Карабаха. Заодно Россия намерена продуктивным посредничеством укрепить свои политические и экономические позиции в Азербайджане, сделать Баку обязанным себе.

Трудно сказать, приведут ли к позитивным результатам посреднические усилия России. Весь предшествующий опыт побуждает относиться к этому скептически. Давить на Азербайджан у России нечем. Давить на Армению Москва до сих пор не желала. Есть маленький шанс, что кремлевские правители смогут убедить Сержа Саркисяна согласиться (с какими-то изменениями) на отвергнутую Кочаряном версию поэтапного плана Минской Группы.

Что ж, если это произойдет – хорошо, и процесс урегулирования будет сдвинут с мертвой точки. Если же нет, то играть в поддавки с Москвой и Арменией, Азербайджану нет нужды. Подождем и проследим за развитием событий в мире и регионе. Укрепление США, НАТО и Евросоюза в Грузии может радикально изменить региональную геополитику Южного Кавказа и расширить поле для маневров Баку.

Новости Азербайджана

 

Новости спорта

Курсы валют

Погода

Знакомства по всему миру

Я
Ищу

Город/Страна

[Поиск] [Расш. поиск]

Обмен ссылками

Здесь может быть кнопка Вашего сайта