Rambler

Начало
Главная
Мои проекты
Выборы-2008
Аналитика
Законы
Карабах
Библиотека
Фото Баку
Сегодня в мире
Шоу-бизнес
Ссылки

Rambler's Top100

 

Саморегулируемая линия прекращения огня

Оксана Антоненко

Более десяти лет линия прекращения огня, или линия соприкосновения с противником (ЛСП или ЛС), разделяющая Азербайджан и де факто контролируемый Арменией Нагорный Карабах, соблюдается всеми сторонами без участия миротворцев или постоянных сил мониторинга. Этот саморегулируемый характер соглашения о прекращении огня является уникальным аспектом карабахского конфликта. В других конфликтах, пока не достигших политического урегулирования, таких как Кашмир или Кипр, внешняя сила (в данном случае, ООН) соблюдает, а иногда и принуждает стороны к соблюдению прекращения огня. В странах бывшего Советского Союза совместные миротворческие силы, состоящие из российских, грузинских и южно-осетинских подразделений, поддерживают соблюдение соглашения о прекращении огня в Южной Осетии. В Абхазии и Приднестровье миротворческие войска размещены по мандату Содружества независимых государств (СНГ).

Незначительное количество нарушений соглашения, относительно малые потери (около 200 убитых и раненых) и отсутствие инцидентов вооруженной эскалации за пределы линии соприкосновения являются свидетельством беспрецедентого успеха этой саморегулируемой системы. Некоторые эскперты считают, что соблюдение соглашения связано с существующим военным балансом сторон, при котором ни одной из них не гарантирована победа в случае нового противостояния. В то же время трудно сказать, как долго может продолжаться подобная ситуация, насколько она устойчива и эффективна в долгосрочной перспективе - и по достижении какого-то прогресса в выработке пути возможного политического урегулирования конфликта, и в особенности, без достижения такового.

Перемирие между Арменией и Азербайджаном, достигнутое при посредничестве России и подготовленное 4-5 мая 1994 года в Бишкеке по инциативе межпарламентской ассамблеи СНГ, парламента Кыргызстана и Совета Федерации и Министерства иностранных дел РФ, вступило в силу 11-12 мая. Тем не менее посредники и конфликтующие стороны не смогли договориться о размещении миротворческих сил по причине их состава. Азербайджанская сторона отвергала какое-либо участие в составе этих сил российских миротворцев, а Совещание по Безопасности и Сотрудничеству в Европе, или СБСЕ, не обладало механизмом для формирования международных миротворческих сил. Более того, армии западных держав в то время были задействованы в решении конфликта в Боснии.

5-6 декабря 1994 года на саммите СБСЕ в Будапеште был согласован принцип введения в Нагорный Карабах международных миротворческих сил. Согласно предложению СБСЕ, эти силы должны были насчитывать 3,000 солдат, причем военный контингент каждой из стран не должен был превышать 30 процентов. После будапештского саммита СБСЕ (позже переименованное в ОБСЕ - Организацию по Безопасности и Сотрудничеству в Европе) создало Группу планирования высокого уровня (ГПВУ), чей мандат состоял в составлении рекомендаций по размещению миротворцев ОБСЕ. В то же время документ ГПВУ ставил введение миротворческих войск в зону конфликта в прямую зависимость от успешного претворения в жизнь процесса политического урегулирования: другими словами, миротворческие силы не будут вводиться до тех пор, пока не будет достигнут прогресс в этой области.

При отсутствии постоянно размещенных вдоль ЛС войск мониторинг и контроль за ее соблюдением осуществляется в виде регулярных проверок, которые проводят наблюдатели ОБСЕ. Обычно стороны заранее оповещаются о предстоящих визитах, которые состоят из отдельных инспекций обеих сторон ЛС из Азербайджана и из Армении. В прошлом проверки предполагали и символическое пересечение ЛС, по завершении разминирования нейтральной полосы, или разделительного коридора. Однако эта практика была прекращена после инцидента с взорвавшейся миной. Подобная система не подразумевает ни постоянного присутствия наблюдателей, ни фактора внезапности. Не включает она и никаких мер по укреплению доверия между размещенными по обе стороны ЛС войсками, между которыми, в отсутствие политического урегулирования, не существует каких-либо четких правил применения силы. В результате сложившейся ситуации де факто власти Нагорного Карабаха и правительство Азербайджана вынуждены поддерживать высокий уровень военного присутствия и развитую инфраструктуру траншей и других оборонительных сооружений вдоль линии прекращения огня. Обсуждается и ряд дополнительных мер, таких, как возможность прямого сообщения, или горячей линии, между командованиями войск обеих сторон, взаимовыгодное сотрудничество в области эпидемиологического контроля и обмен информацией относительно нестратегических минных полей.

Если политическое урегулирование будет достигнуто, на повестку дня вновь встанет вопрос о введении миротворческих сил в соответствии с решением ОБСЕ. В таком случае мандат миротворцев будет заключаться не столько в соблюдении ЛС между сторонами конфликта, сколько в содействии безопасному передвижению людей, наблюдении за проведением какого-то варианта разоружения, внедрении мер по укреплению доверия, и, возможно, поддержке процесса возвращения беженцев. Тем не менее, остаются неразрешенными старые разногласия относительно состава и правил применения силы будущих миротворцев. Армянская сторона является сторонницей размещения вдоль ЛС контингента российских миротворцев, а азербайджанская сторона поддерживает идею размещения по всей зоне конфликта более многочисленного международного контингента, обладающего широким мандатом, включающим содействие процессу возвращения беженцев. Пока же можно добиться большей эффективности существующей системы через организацию инспекций без предупреждения с выездом инспекторов на места и через проведение небольших мер по укреплению доверия между сторонами.

Оксана Антоненко работает старшим научным сотрудником и директором программ по России и Евразии в Международном институте стратегических исследований в Лондоне. Является координатором и участником многочисленных инициатив диалога между конфликтующими сторонами на Южном Кавказе.


Источник: Журнал Accord, 2005

Новости Азербайджана

 

Новости спорта

Курсы валют

Погода

Знакомства по всему миру

Я
Ищу

Город/Страна

[Поиск] [Расш. поиск]

Обмен ссылками

Здесь может быть кнопка Вашего сайта