Rambler

Начало
Главная
Мои проекты
Выборы-2008
Аналитика
Законы
Карабах
Библиотека
Фото Баку
Сегодня в мире
Шоу-бизнес
Ссылки

Rambler's Top100

 

Новое русло Черной реки

Автор - Александр СУХОПАРОВ

В Азербайджане состоялось торжественное открытие участка нефтепровода, который проходит по территории республики и по замыслу должен связать западное каспийское побережье с турецким портом на Средиземном море. Новый маршрут транспортировки "черного золота" должен пересечь грузинскую территорию и столицу Тбилиси. Примечательно, что на церемонии присутствовали не только президенты Азербайджана, Грузии, Казахстана и Турции, но и министр энергетики США Сэмюель Бодмэн, представители крупнейших нефтяных компаний мира Великобритании, Франции, Норвегии, Италии, Японии и ряда других заинтересованных государств. Мероприятие позиционировалось как событие глобального масштаба.

Казахский президент Нурсултан Назарбаев не исключил, что его страна тоже может присоединиться к проекту и воспользоваться новым каналом для экспорта своей нефти на Запад. Это, по мнению экспертов, будет способствовать более быстрой окупаемости нового трубопровода. Стало известно, что уже есть договоренность об оказании международного содействия и поддержки в транспортировке казахстанской нефти через Каспий в Европу.

Новый канал поставок нефти на мировой рынок может служить рычагом давления на таких традиционных экспортеров нефти как Иран, страны ОПЕК и Россия. По расчетам специалистов, к 2010 году республика планирует добывать порядка 100 миллионов тонн "черного золота", и экспорт его через трубопровод Буку-Тбилиси-Джейхан (БТД) представляется западным странам весьма перспективным.

Некоторые западные наблюдатели поспешили назвать новый нефтепровод – "проектом века". Что лишний раз говорит о том, что политики в нем больше, чем экономики. Для Азербайджана, Грузии, да и для Казахстана новое русло "черной" реки, по мнению их руководителей, во многом олицетворяет движение к экономической независимости от России. С другой стороны, для США и Великобритании это безусловная удача, так как они получили то, к чему стремились в течение многих десятилетий, – прямой доступ к каспийской нефти. "Черное золото", – прокомментировал американский эксперт по нефти Питер Терлин, – пойдет по суше к Средиземному морю, что делает сделку экономически очень привлекательной. Это самый крупный проект по развитию инфраструктуры в этом регионе. За десять лет на него истрачено 4 млрд. долларов. Нужны и дополнительные капиталовложения для обеспечения безопасности и поддержания линии в рабочем состоянии".

Вполне понятна настороженность, с которой в Москве отнеслись к подобным заявлениям. Возникает прямая угроза интересам России в транспортировке нефти из закавказских и среднеазиатских регионов постсоветского пространства. Москва не раз высказывала аргументы в пользу того, что маршрут Баку-Тбилиси-Джейхан не перспективен с экономической точки зрения и предлагала свои транспортные ресурсы для перекачки нефти из каспийских месторождений. Дело в том, что одной только азербайджанской нефти в шельфе Каспийского моря не так уж и много. Ее пока недостаточно для заполнения трубопровода БТД на полную мощность. Поэтому Запад весьма заинтересован в привлечении к проекту Казахстана. Хотя Астана, активно выступая за создание единого экономического пространства на территории бывшего СССР, отнюдь не желает осложнения отношений с Москвой.

Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что первоначальная стоимость проекта уже превышена в два раза. Кроме того, не следует ожидать, появления большого числа новых рабочих мест, так как после завершения строительства многие рабочие, которые трудились на прокладке трубы, останутся невостребованными: для эксплуатации нефтепровода много людей, тем более без специальной квалификации, не потребуется. Конечно, выгоду получат Грузия и Турция за счет взимания платы за транзит через их территорию и налогов, которые будут поступать в распоряжение их правительств. Но больше всего дивидендов, как экономических, так и геополитических, достанется на долю Соединенных Штатов и Великобритании, которые займутся переработкой сырой нефти. Для них пуск первой очереди нефтепровода – действительно исторический день.

Погрузка каспийской нефти на первый танкер в турецком порту Джейхан ожидается в конце текущего года. Предполагается, что на максимальную мощность – 50 миллионов тонн нефти в год – труба выйдет не ранее, чем через три-четыре года. Протяженность азербайджанского участка – 448 километров, а всего длина нефтепровода БТК должна составить 1762 километра. Напомним, что проект его строительства начал разрабатываться десять лет назад и прошел через сложный путь сомнений и согласований, особенно когда выяснилось, что нефти в азербайджанском шельфе не так уж много. Кроме того, строительство откладывалось из-за низких цен на нефть и протестов экологов. Однако стремление США и стран Западной Европы уменьшить зависимость мирового рынка от энергоносителей с арабского Востока, Ирана и России придало нефтепроводу БГТ геополитическое значение. В этом контексте меняется и международный взгляд на войну с терроризмом, провозглашенную Вашингтоном и его союзниками по антитеррористической коалиции. Все более контрастно за ее заявленными целями прослеживается стратегическое стремление к обладанию стабильными источниками энергоносителей и каналами их транспортировки, причем при вытеснении с этого рынка России и Ирана.

Чрезвычайно заинтересовано в успешном завершении проекта руководство Турции. По расчетам ее экономистов, при эффективной эксплуатации трубы страна может получать ежегодно 200 миллионов долларов. Кроме того, ей будет принадлежать конечный пункт транспортировки каспийского "черного золота", что позволит оказывать влияние на других участников проекта и выдвигать им свои условия. Пуск нового маршрута позволит Турции постепенно закрыть свои проливы Босфор и Дарданеллы для прохождения нефтяных танкеров, объясняя свои действия соображениями экологии и защиты прибрежных вод от загрязнения. На самом деле, это серьезно ударит по интересам стран, которые экспортируют нефть по Черному морю и дальше через Средиземноморье. Россия – первая из их числа. Турецких политиков, безусловно, привлекает еще и то, что открытие нефтепровода БГТ позволит им усилить экономическое и политическое присутствие в тюркоязычной Центральной Азии и на Кавказе, к чему Анкара последнее десятилетие настойчиво стремится, считая их зоной своих стратегических интересов.

Разъясняя позицию России по данному вопросу, председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов, в частности, заявил: "Заполнение трубопровода первой нефтью – это, безусловно, событие, причем имеющее не только региональное значение. Россия, по возможности, старается выступать за развитие здравой конкуренции и приветствует экономическое партнерство своих соседей. Однако это строительство в последнее время реально переросло чисто экономическую плоскость и становится некой политической проблемой. По сути, трубу, по которой течет "черное золото", и в таких количествах, кто-то должен охранять. Россия, со своей стороны, чрезвычайно негативно относится к предложениям ряда политиков о фактически делегировании этих полномочий Соединенным Штатам. И дело не в том, что мы опасаемся конкуренции каспийской нефти на мировых рынках. Дело, в первую очередь, в вопросах нашей национальной безопасности и политической адекватности любого иностранного военного присутствия в регионе".

Вице-президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов также высказал опасение по поводу того, что строительство нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, сопровождается военно-политической риторикой, последствия которой нельзя недооценивать. Создание так называемых межнациональных сил для охраны этого проекта, по его мнению, ничто иное, как попытка закрепиться в военно-политическом отношении в Закавказье. Конечно, все происходящее связано с последствиями распада СССР и появлением на его территории независимых государств. Однако трудно примириться с возможностью размещения в них вооруженных сил США или их союзников по НАТО. Невольно напрашивается аналогия с выводом наших войск из Германии и стран Восточной Европы, обещаниями, которые давались в ту пору о том, что североатлантический блок не станет расширяться на восток. Сейчас, похоже, никто на Западе об этом даже не вспоминает, апеллируя к постулату: политика – искусство возможного.

Все заметнее в последнее время становится давление на Россию, чтобы побудить ее, как можно скорее, вывести военные базы с территории Грузии. Достигнуто соглашение о том, что российские части выйдут из республики в 2008 году. Конечно, никто не говорит, что их сразу могут занять американцы, но никто и не гарантирует обратного. Не в простом положении оказался и президент Азербайджана Ильхам Алиев, унаследовавший от отца политику соблюдения баланса интересов своей страны в отношениях с Россией, Ираном и США. Судя по его последним высказываниям, сопротивляться геополитическим планам США ему становится все труднее. Тем более, что у него на глазах произошла "революция роз" в Грузии. Не спокойно и по ту сторону Каспия в Средней Азии, где также набирают силу протестные движения, часто облекаемые в одежды радикального исламизма. Заметно активизировались там иностранные секретные службы и гуманитарные негосударственные фонды, незаметные предвестники политических перемен. Как показали недавние события на территории других стран СНГ, они быстро могут обернуться "цветными революциями".

Недавно эксперты Центра стратегических прогнозов "Статфор", созданного совместно США и Израилем, сообщили о договоренности между Вашингтоном и Баку в вопросе дислокации на территории Азербайджана подразделений вооруженных сил Соединенных Штатов. Соответствующее решение было принято 12 апреля во время визита в Баку американского министра обороны Дональда Рамсфельда. Как утверждают эксперты "Статфора", это присутствие будет носить долгосрочный характер. Предполагается, что первые американские самолеты прибудут в Азербайджан в ближайшие недели. Уже определены и районы дислокации мобильных боевых сил. Как стало известно, Баку предложил на выбор следующие военные базы, на которых некогда размещались советские войска: "Галла" на Апшероне, "Бина" в Баку, "Насосный" в Сумгаите, "Сальян" в Гарачале, а также аэродромы в Кюрдамире, Ленкоране, Евлахе и Нахичеване. Американские военные специалисты в течение полугода исследовали перечисленные объекты и, по данным "Статфора" остановились на Кюрдамире, "Насосной" и Галла". Ключевой базой станет аэродром в Кюрдамире.

Как сообщили источники из правительства Азербайджана, главной задачей американского военного присутствия будет обеспечение безопасности нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Однако, учитывая нескрываемые угрозы Соединенных Штатов в адрес Ирана, базы могут быть использованы и в этом направлении, а также для вытеснения с Кавказа России. Эксперты из "Статфора" утверждали, что использование подразделений мобильных сил "в мероприятиях по поддержанию мира" в Карабахе не планируется. Однако, как стало известно, один из многочисленных сценариев применения мобильных сил, рассматриваемых Пентагоном, подразумевает именно такую перспективу. Его разработал отставной полковник ВВС США Сэм Гарднер. Он, в частности, намекнул, что Пентагон может предложить "в ограниченном количестве помощь для разрешения спорных вопросов по Нагорному Карабаху". И хотя военный журнал "Атлантик мантсли" в декабре прошлого года опубликовал материал, в котором предложения Гарднера, касающиеся Карабаха, были отвергнуты как противоречащие интересам США, разговоры по этому поводу продолжаются. При этом нельзя исключить возможности, что планы Пентагона в свете нынешнего развитии событий на Кавказе могут поменяться.

Выводы напрашиваются сами. С одной стороны, развитие регионального международного сотрудничества, появление новых конкурентов на нефтяном рынке не может не стимулировать развития добычи "черного золота" и внедрения новых технологий в эту отрасль. С другой, – когда в создании новых каналов экспорта "черного золота" экономическими соображениями начинает превалировать политический фактор, это вызывает естественное беспокойство и даже напряженность в регионе. История напоминает, что борьба за нефть и пути ее транспортировки часто становились причинами кровавых международных конфликтов. Сегодня нельзя не видеть, как вокруг проекта нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и вывода российских военных баз из Грузии затягивается сложный клубок противоречий, нити которого ведут во многие столицы мира.

Удастся ли нашим политикам найти пути выхода из этого опасного, чреватого новым кризисом положения? Ответ мы узнаем уже очень скоро.


Источник: интернет-журнал Новая политика, 1 июня 2005 г.

Новости Азербайджана

 

Новости спорта

Курсы валют

Погода

Знакомства по всему миру

Я
Ищу

Город/Страна

[Поиск] [Расш. поиск]

Обмен ссылками

Здесь может быть кнопка Вашего сайта