Наведение мостов: миротворческие инициативы гражданского общества
Аваз Гасанов и Армине Исканян
|
Правозащитники протестуют против применения силы армянскими властями, Ереван, апрель 2004.
Источник: Фотолур/ИТАР ТАСС |
Независимые организации гражданского общества и общественные движения стали зарождаться в Армении и Азербайджане в последнее десятилетие советского строя. После развала Советского Союза внедрение демократических принципов стало приоритетным направлением программ западной помощи, так как развитие гражданского общества воспринималось в качестве необходимой предпосылки демократизации и успешного перехода к рынку. Эти усилия привели к беспрецедентному росту количества неправительственных организаций (НПО). Таким образом, попытки гражданского общества повлиять на процесс мирного урегулирования армяно-азербайджанского конфликта предпринимались параллельно его становлению в качестве проводника демократизации в обоих обществах. Это нередко приводило к противостоянию между гражданским обществом и правительствами, которые не привыкли к независимым инициативам и с подозрением относились к самим организациям и к поддерживающим их иностранным донорам. Тем не менее с 1994 года организации гражданского общества, которым приходится работать в чрезвычайно трудных условиях, занимаются целым рядом вопросов, таких, как защита прав человека, освобождение заложников и военнопленных, проблемы беженцев и внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) и поиски путей мирного урегулирования конфликта.
Сегодняшняя ситуация, включая вызвавшую противоречивые реакции реставрацию режима Алиевых в Азербайджане, противостояние правительства и оппозиции в Армении и захлестнувшую постсоветское пространство волну 'революций', привела к ухудшению условий существования гражданского общества и в то же время открыла новые возможности. В то время как находящиеся у власти режимы отнюдь не готовы делиться своей монополией на миротворчество, потребность в достижении прогресса в мирном процессе создает пространство для новых форм гражданских контактов между сторонами конфликта.
Миротворчество: возможности и проблемы
Ряд факторов ограничивает эффективность и влияние НПО в Армении и Азербайджане: их потенциал, политический климат и сама природа обществ, частью которых они являются.
Обеднение населения в этих странах означает, что немногие организации зависят от рядовых членов и существуют на членские взносы, что ставит НПО в прямую зависимость от иностранных доноров, которые обеспечивают львиную долю их финансов. Это позволяет как политикам, так и журналистам ставить под сомнение мотивацию и цели НПО, работающих в сфере миротворчества и урегулирования конфликтов. В то же самое время международная вовлеченность собственно в урегулирование конфликтов не так велика, как, например, в соседней Грузии. В какой-то степени это вопрос доступа, так как Баку и Степанакерт не смогли договориться об условиях общего мандата, который бы позволил международным НПО работать в Нагорном Карабахе с обоюдного согласия сторон. Тот факт, что большинство организаций, занимающихся такой работой, довольно маленькие и имеют ограниченные возможности охвата, усложняет ситуацию: их деятельность распространяется на небольшой сегмент населения, в то время как остальное общество ничего не знает об этой работе и цинично относится к самому понятию гражданского общества. В результате участие населения в миротворчестве весьма ограничено, и мало кто ощущает свою причастность к мирному процессу.
Помимо таких факторов, как небольшие мощности, возможности развития НПО также ограничиваются текущими политическими реалиями. В 1999 году президент Гейдар Алиев заявил: 'Пока мы не подписали мирный договор с Арменией, нет надобности сотрудничества наших НПО с армянами. Когда мы решим этот политический вопрос с Кочаряном, это будет компромисс, и многие не согласятся с этим, вот тогда пусть НПО и примиряют народы'. Другими словами, НПО рассматриваются не как активные участники мирного процесса, но как средство смягчения критики общественности в адрес лидеров. Активисты гражданского общества обеих сторон, участвующие во встречах с представителями другой стороны, по возвращению домой подвергаются преследованиям, вплоть до оказания физического давления. Это создает атмосферу запугивания и страха, которая является неотъемлемой частью политики властей по монополизации ведения переговоров. Такие условия нередко требуют от активистов гражданского общества недюжинной личной смелости в их повседневной работе и вкупе с конкуренцией за финансы негативно сказываются на личных взаимоотношениях внутри небольшого сообщества НПО. В Азербайджане, в особенности, но и не только там, межличностные конфликты и борьба за сферы влияния раскололи гражданское общество и ослабили его способность выступать единым фронтом.
Политизация НПО в контексте борьбы правительства и оппозиции также играет важную роль. После инициированных гражданским обществом 'революции роз' в Грузии и 'оранжевой революции' на Украине правительства Армении и Азербайджана рассматривают их собственные гражданские общества с удвоенным недоверием, видя в них секретное оружие оппозиции. Любимая стратегия, к которой прибегают правительства для отражения этой угрозы, заключается в создании большого числа финансируемых правительством НПО, которые являются своего рода ширмой. В последнее время в Армении даже возник термин грбанаин, то есть 'карманный', который применяют по отношению к НПО, работающим на или зависящим от властей. В Азербайджане подконтрольные правительству воинственно настроенные НПО, подобно 'Организации за освобождение Карабаха', преподносятся властями как проявление плюрализма, но на деле являются инструментом запугивания. Почти не существует альянсов между НПО и политическими партиями в целях популяризации гражданских мирных инициатив. Это еще одно свидетельство существующего раскола между официальным обществом и обществом гражданским.
Однако не стоит недооценивать того факта, что большинство представителей гражданского общества Армении и Азербайджана, несмотря на свою приверженность ненасильственным методам разрешения конфликта и принципам демократии, придерживаются взаимоисключающих представлений о будущем Нагорного Карабаха. В конечном итоге гражданские общества являются частью - и вырастают из - более широкого общества. Пока в этих обществах тиражируется все более непримиримое восприятие конфликта и его будущего, было бы ошибкой ожидать, что позиции активистов гражданского общества будут близки друг другу. Представители гражданского общества по обе стороны конфликта могут активно работать на ненасильственный и предполагающий широкое общественное участие мирный процесс и смягчать крайние последствия создания стереотипа врага, которым занята официальная пропаганда. Однако такой консенсус относительно методов урегулирования отнюдь не означает совпадения их политических целей в урегулировании конфликта. Этот фактор необходимо учитывать при оценке посреднического потенциала гражданского общества. Нередко именно оно способно доносить до руководства страны ожидания и заботы населения и выносить на обсуждение закрытые темы и табу. Однако задача наведения политических мостов между обществами, находящимися по разные стороны конфликта, и нахождения общего знаменателя во взаимоисключающих версиях справедливости, которых придерживаются эти общества, представляет особую сложность и требует определения и развития дополнительных навыков посредничества, необходимых для ее решения.
Проекты и организации
Местные НПО в Армении, Азербайджане и Нагорном Карабахе организуют и принимают участие во встречах-диалогах между сторонами конфликта, добиваются освобождения военнопленных, проводят летние лагеря для молодежи и учебные программы в области гражданского образования и урегулирования конфликтов, а также программы обучения беженцев и ВПЛ всевозможным навыкам. Эти мероприятия позволяют поддерживать связи и каналы общения, дают армянам и азербайджанцам возможность встречаться, противостоят процессу обесчеловечивания и создания образа врага и укрепляют социальные связи и отношения, содействующие примирению и диалогу. Одна из первых инициатив под названием 'Караван мира', организованная в 1991 году армянским, азербайджанским и грузинским отделениями Хельсинской Гражданской Ассамблеи (ХГА), создала возможности для встречи активистов гражданского общества Армении и Азербайджана на армяно-азербайджанской границе в Газах-Иджеване (известном под названием ' коридора мира ') для обсуждения перспектив урегулирования конфликта и вопроса подготовки совместного мирного воззвания. Кавказские филиалы ХГА, составляющие часть глобальной сети организаций ХГА, организовали в 1992 году так называемый 'Закавказский диалог' для координации и поддержки деятельности отделений ХГА в Армении, Азербайджане, Грузии и Нагорном Карабахе, а также их регионального сотрудничества. В 1992 году Анаит Баяндур (Армения) и Арзу Абдуллаевой (Азербайджан) была вручена премия мира Мемориального фонда Улофа Пальме, а в 1998 году Арзу Абдуллаева стала обладательницей 'Награды ЕС и правительства США за демократию и гражданское общество'.
Еще одной успешной инициативой стала проведенная в 1995 году в Бонне (Германия) конференция при поддержке Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе. Итогом конференции стал ряд согласованных мер по укреплению доверия, включая освобождение заложников и военнопленных и поездки активистов гражданского общества, журналистов и студентов. В последовавшие за конференцией годы произошли обмены сотен заложников и военнопленных в рамках оговоренных мер доверия, однако, согласно Мери Калдор и Миенту Жан Фаберу, к концу 1990-х процесс забуксовал из-за изменившихся политических реалий и потери динамики. С конца 90-х было проведено несколько региональных встреч и осуществлен ряд инициатив, в том числе состоявшийся в 1998 году в Нальчике семинар, который привел к созданию одного из наиболее успешных и важных форумов сотрудничества неправительственных организаций - Кавказского Форума НПО, и Цахкадзорская конференция 2001 годa, на которой обсуждались пути мирного строительства. Эти встречи явились примером взаимодействия местных НПО с международными организациями при фасилитаторстве 'Международной тревоги'. Необходимо также отметить создание в 2001 году сети НПО, работающих по проблемам беженцев Кавказа (CRINGO), созданной для помощи перемещенным группам населения.
Недавно начавшая работу 'Инициатива консорциума' в форме коалиции международных неправительственных организаций, в которую входят 'Католическая служба помощи', 'Ресурсы примирения', 'Международная тревога' и 'Лондонская информационная сеть по конфликтам и государственному строительству' (ЛИНКС), представляет собой попытку выработать более целостный подход. Финансируемая британским правительством 'Инициатива консорциума' является примером стратегического подхода, который увязывает воедино такие направления деятельности НПО, как содействие политическому и гражданскому диалогу, учитывающие конфликт программы развития и повышение уровня осведомленности общества о конфликте и мирном процессе. Четко выраженная цель проекта заключается в подключении к урегулированию конфликта всех заинтересованных сторон в Армении, Азербайджане, Карабахе и среди представителей перемещенных общин.
Нередко из-за созданных властями ограничений на встречи, проводимые в каждой из стран с представителями другой стороны, в проекты закладывается региональный подход. Хотя помещение таких контактов в региональный контекст несколько снижает возможности прямого армяно-азербайджанского диалога, подчас это является единственных способом подключить к диалогу карабахских армян из-за отказа Баку санкционировать такие встречи, в особенности, между азербайджанцами и карабахскими армянами. Кроме того, в раздираемом конфликтами, блокадами и пересеченном фронтовыми линиями регионе это один из немногих способов создать ощущение кавказской общности интересов.
Кроме НПО, существуют еще и небольшие группы самопомощи, организованные беженцами, солдатскими матерями и женами и семьями заложников и военнопленных. Эти организации часто работают с НПО, и есть тенденция их постепенной институционализации и оформления как НПО. Армянская диаспора, в особенности, в США, занимается лоббированием от имени Армении, разъясняет ее позицию и собирает зарубежную помощь. Однако, хотя НПО, представлящие диаспору, и отдельные лица в США, Европе и на Ближнем Востоке вносят свой вклад в программы гуманитарной помощи и проекты в области развития, они почти не сотрудничают с и не поддерживают местные НПО Армении, которые занимаются миротворчеством и урегулированием конфликта. Наоборот, отдельные организации диаспоры, особенно националистические политические партии, занимают более непримиримую позицию по конфликту.
Женские неправительственные организации и сети
НПО, действующие на территории бывшего СССР, отличает большое количество работающих в них женщин. Армянские и азербайджанские женщины взаимодействуют друг с другом через неправительственные организации, а также через общекавказские представительные сети контактов с целью распространения идей миротворчества и урегулирования конфликтов. Примером таких совместных усилий женских НПО может служить 'Закавказский женский диалог', основанный в 1994 году под эгидой Национального Фонда Мира в Вашингтоне. С 1997-1999 годов 'Закавказский женский диалог' осуществил ряд проектов в области экологии, демократических прав и образования, включая проведение трехгодичной летней школы в Тбилисском университете. Другой региональной женской инициативой является программа 'Работаем вместе - сеть контактов женщин Кавказа' (1997-2002 годы), спонсором которой выступил Институт демократии в Восточной Европе при финансировании Бюро по вопросам образования и культуры Госдепартамента США. 'Работаем вместе' представляет собой программу, разработанную для женщин-лидеров Армении, Азербайджана и Грузии с целью создания более разветвленной сети региональных контактов. Через тренинги и другие мероприятия в области гражданских прав, развития НПО и создания трансграничных сетей контактов программы Института демократии нацелены на воспитание лидерских качеств женщин, повышение их собственного потенциала и потенциала возглавляемых ими организаций и привлечение женщин к активному участию в общественной жизни.
Неоднозначные перспективы
Способность гражданского общества оказывать влияние на мирное урегулирование карабахского конфликта всегда зависела от цикличности возможностей и ограничений, связанной со внутренней политической динамикой в Армении и Азербайджане. В настоящее время складывается впечатление, что ограничений в работе гражданского общества сегодня больше, чем возможностей, и что его перспективы не особо радужные. Конфликт по-прежнему далек от разрешения, поддержание темпа миротворческого процесса требует колоссальных усилий, растет воинственная риторика и существует опасность разочарования отсутствием каких-либо подвижек как среди самих организаций, так и среди отдельных активистов. Даже имеющие доступ к официальным структурам НПО почти не влияют на политику и политиков. Более того, растущие доходы от продажи нефти и успешное начало работы нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан в будущем предполагают большую автономию/независимость азербайджанской государственной машины от общества.
На этом довольно пессимистичном фоне нельзя забывать о том, что с момента заключения соглашения о прекращении огня в 1994 году НПО играют ведущую роль в поддержании диалога, воспитании культуры мира и прав человека, работe на освобождение военнопленных и выступают в качестве фасилитаторов контактов между людьми с обеих сторон конфликта. С годами НПО приобрели большой опыт и новые навыки, что привело к признанию реального потенциала гражданского общества со стороны самых консервативных правительственных кругов. 14 июня 2005 года азербайджанское Министерство иностранных дел выступило с заявлением, в котором активно поддерживаются предыдущие призывы международного сообщества к налаживанию прямых связей между общинами карабахских армян и карабахских азербайджанцев. Согласно заявлению, прямой диалог между этими общинами и сопутствующие меры по укреплению доверия будут способствовать созданию необходимых условий для нормализации отношений между карабахскими армянами и возвращающимися азербайджанцами. Это заявление впервые за послевоенный период открывает возможности для двух общин вступить в диалог друг с другом. Другая тенденция заключается в развитии гражданского общества в самом Карабахе - зарождающийся фактор, который начинает уравновешивать влияние военного компонента на политику армянского Карабаха.
Говоря о будущем гражданского общества, приоритетным направлением его деятельности должно стать проведение в массы идей более широкого и осведомленного участия в мирном процессе. Такое широкое общественное участие в мирном процессе необходимо для дальнейшего демократического развития региона и для нахождения взаимоприемлемого и устойчивого решения конфликта. Для этого гражданское общество должно разрабатывать предложения как по существенным вопросам, так и по процедуре для последующего рассмотрения переговорными сторонами. Кроме того, это требует от гражданского общества вовлечения в процесс маргинализированных общин и организации внутреннего диалога по 'больным', нередко запретным, темам. Вступление Армении и Азербайджана в Совет Европы в июне 2000 года и последовавшее за этим обязательство разрешить карабахский конфликт мирным путем означает, что миротворцы региона могут рассчитывать на поддержку европейских структур, таких, как Совет Европы и Евросоюз. Такая поддержка жизненно необходимa гражданским обществам, однако, в конечном счете, им самим предстоит решать задачу подключения разочаровавшегося населения к содержательному диалогу о вариантах мирного урегулирования, чтобы создать у него ощущение причастности к последующему мирному процессу.
Аваз Гасанов работает директором азербайджанского 'Общества гуманитарных исследований' и редактором журнала 'Права человека в Азербайджане'. Принимал активное участие во встречах-диалогах с армянскими коллегами.
Армине Исканян преподает в Лондонской Школе Экономических и Политических Исследований. Автор многочисленных публикаций по теме гражданского общества, развития, гендера и прав человека в Армении и других странах бывшего Советского Союза. В настоящее время работает на книгой, посвященной развитию гражданского общества и построению демократии в Армении.
Источник: Журнал Accord, 2005 |