Цена застоя: экономические аспекты конфликта вокруг Нагорного Карабаха
Фил Шампейн
|
Мечеть Биби Хейбат и нефтяные вышки на берегу Карпийского моря в Баку.
Источник: Source: Рейтер/Григорий Дукор |
С 1994 года, когда военное противостояние между Арменией и Азербайджаном сменилось ситуацией 'ни войны, ни мира', разные стороны этого конфликта столкнулись с довольно неоднозначными экономическими перспективами. В то время как доходы от продажи нефти пополнили государственную казну и карманы небольшой кучки людей в Азербайджане, для большинства населения страны экономическая ситуация остается крайне непредсказуемой. В Армении психологические преимущества военной победы над Азербайджаном бледнеют на фоне отсутствия экономических возможностей, а экономическая миграция в Россию и на Запад по разным подсчетам сократила численность населения почти наполовину. Сам Карабах тоже страдает от высокого уровня безработицы и все больше зависит от внешней помощи, в особенности, со стороны представителей армянской диаспоры на Западе и 'межгосударственных' кредитов, предоставляемых Арменией. Складывается впечатление, что победителями в такой ситуации являются одни элиты.
Баланс ресурсов символических и ресурсов материальных
В целом, все стороны очень слабо представляют себе экономическую цену конфликта, а потенциал получения 'мирных дивидентов' не трансформировался в осязаемые изменения в политике какой-либо из сторон. Какие рычаги имеются в распоряжении сторон для использования в дипломатических баталиях против своих оппонентов? У Азербайджана есть нефть, которая, без сомнения, является составной частью дипломатической динамики. Перспектива нефтяных прибылей не только постоянно упоминается в подкрепление заявлений о повышении боеспособности армии, но и используется для того, чтобы заручиться поддержкой международной общественности. Исследования, проведенные организацией 'Международная тревога' в 2003-4 годах в удаленных от Баку сельских районах Азербайджана, показали, что их жители видят в нефти ключ к возвращению оккупированных Арменией территорий. Среди сельского населения бытует мнение, что нефть приносит доходы на содержание армии и гарантирует стране поддержку тех западных государств, чьи компании занимаются добычей азербайджанской нефти. Все эти усилия призваны положить конец экономическим невзгодам, и, более того, вернуть Азербайджану Карабах. Эта логика популярна и среди тех, кто хочет укрепить стереотип 'армянского врага', который и так достаточно распространен в этих отдаленных районах.
Если у Азербайджана есть ресурсы, но нет военной победы, у Армении есть победа, но нет ресурсов. Но и у нее имеются свои предприниматели, которые всячески пытаются налаживать контакты с Турцией через неформальное взаимодействие бизнес-бизнес. Действительно, для того, чтобы закрепить победу, армянские бизнесмены предпочитают укреплять связи с Турцией, вместо того, чтобы разрешать противоречия с Азербайджаном. Но и отношения с турецкой стороной далеко не идеальны. Хотя сегодня существует воздушное сообщение между Турцией и Арменией, и, соответственно, передвижение людей через армяно-турецкую границу, физическая граница между Арменией и Турцией остается закрытой - следствие дипломатического тупика, возникшего в результате сочетания оспариваемой сторонами оценки трагедии, произошедшей с армянами в Османской империи в 1915 году, и альянса Турции с ее тюркоязычным соседом Азербайджаном по вопросу карабахского конфликта. Партнерским связям Азербайджана и Турции был придан дополнительный импульс в связи со строительством нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, который выстраивает в единый стратегический ряд Азербайджан, Грузию и Турцию, и таким образом усиливает линию противостояния в регионе.
Нефть: ресурс мира или войны?
Следует разобраться в роли нефти как экономического рычага и компонента динамики конфликта на Южном Кавказе. С одной стороны, влияние нефтяного фактора на внутреннюю ситуацию в Азербайджане можно классифицировать по схеме, предложенной Тери Лин Карлом из Станфордского университета и другими исследователями. Это последствия довольно общего плана, потому что они наблюдаются и в таких странах, как Ангола, Колумбия и Нигерия, и в западных странах-производителях нефти, типа Великобритании и Норвегии. В частности, высокие прибыли от продажи нефти обычно приводят к укреплению курса валют стран-производителей, что негативно сказывается на конкурентоспособности их экспорта (так называемая 'голландская болезнь'). Согласно организации Caspian Revenue Watch, при цене $25 за баррель между 2003 и 2010 годами доля правительства Aзербайджана в прибылях от разработки нефтяных месторождений 'Азери', 'Чираг' и глубоководного 'Гунешли' составит $16 млрд. При цене $18 за баррель общие доходы Азербайджана составят $7,2 мрлд. На этом фоне трудно представить достаточный подъем аграрного сектора Азербайджана для налаживания экспорта его продукции в Россию, которая была крупнейшим импортером азербайджанских сельхозпродуктов.
Нефтяные прибыли подпитывают коррупцию и тем самым укрепляют коррупционные сети и структуры(о которых подробнее говорится ниже). Развитие и строительство, связанное с добычей нефти, возможности, которые оно открывает для распределения благ и щедрых подачек, обычно работают на укрепление положения элит, которые всеми правдами и неправдами пытаются удержаться за свои места, являющиеся в подобной ситуации основным источником власти и процветания. Если усилия по борьбе с коррупцией будут дополнены постепенным увеличением влияния местных неправительственных организаций (НПО), осуществляющих общественный контроль за нефтяными доходами, и поддержкой междунарoдным сообществом инициатив по прозрачности, типа 'Инициативы прозрачности добывающей промышленности' (EITI), то у Азербайджана еще есть возможность перейти к более прозрачным государственным структурам, которые смогут эффективно регулировать завязанную на нефть экономику. В то же время если будущая практика избирательного процесса только усилит клановую политику прошлого, в деловом климате Азербайджана сохранятся все те проблемы, которые наблюдаются сегодня: политика покровительства и фаворитизма, полное игнорирование остальных секторов экономики и , несмотря на вступление Азербайджана в механизм EITI, слабая или несуществующая поддержка развития и укрепления потенциала местных НПО в области контроля и мониторинга расходования прибылей от нефти. В частности, сохранится бедственное положение проживающего за пределами столицы населения, будет расти его недовольство, которое во многом будет направлено против Армении в ситуации непрекращающегося потока воинственной пропаганды. В такой ситуации нефть в глазах этих людей станет орудием решения экономических проблем и проблемы возвращения Нагорного Карабаха - а следовательно, орудием, или ресурсом, войны.
С другой стороны, если деньги от продажи нефти смогут оставаться в системе официальной экономики и направляться на укрепление не-нефтяных секторов, есть шанс, что они принесут выгоду не только тем, кто уютно устроился в Баку. Если это произойдет ( в тандеме с позитивным развитием событий на международном уровне), мир может стать более весомым политическим и экономическим стимулом для Азербайджана, чем конфликт. В такой ситуации может набрать обороты система EITI, и Азербайджан начнет играть более существенную экономическую роль эпицентра регионального развития в южнокавказском регионе.
Неофициальная торговля и неформальная власть
Экономическая динамика региона характеризуется, помимо прочего, блокадами и линиями противостояния. Наземные границы между Арменией и Турцией и между Азербайджаном и Арменией закрыты, не говоря уже о блокированных сообщениях к северу региона между Грузией и Абхазией и Грузией и Южной Осетией. Все это породило определенную экономическую динамику, которая одновременно является последствием и источником конфликта. На деле, блокады не монолитны и приводят к возникновению никем не регулируемой приграничной торговли, в то время как общепринятые в международном сообществе принципы не позволяют международным экономическим участникам оказывать экономическую помощь непризнанным образованиям, типа Нагорного Карабаха.
Само существование торговых связей, которые функционируют вопреки этим условиям, служит свидетельством неизбежности деловой активности. Торговля является ключевым компонентом жизни сообщества, источником занятости и доходов. Без торговли в какой-либо форме сообществу не выжить. По традиции, торговля между Арменией и Азербайджаном шла повсеместно и динамично. Официальное закрытие границ положило конец большей части торговой активности, но далеко не всей. По подсчетам армянского информационного агенства АркНьюз, к 2002 году неофициальный торговый оборот между Азербайджаном и Арменией достиг $40 миллионов в год, а торговля между Арменией и Турцией - $60-80 миллионов. Роль торговых посредников, или перекупщиков, позволяющих армянским товарам попадать в Азербайджан и наоборот, выполняют Грузия и Иран.
За неимением регулирования эта неофициальная торговля определенно влияет на налогово-финансовые отношения между правительствами Армении и Азербайджана и между гражданами этих двух стран. Риторика эффективного управления и демократии предполагает, что правительства, избранные народом во благо народа, должны обладать необходимой легитимностью, чтобы облагать налогами своих граждан. Собранные таким образом деньги должны, по идее, оплачивать услуги, необходимые для нормального функционирования общества. Отсутствие государственного регулирования в области торговли означает, что налоги не взимаются и что предоставление государством услуг на основе демократических принципов подменяется бессистемным предоставлением услуг и 'крыши' через механизм, который часто называют 'сетями коррупции'. В узком смысле слова, этим термином обозначаются приграничные связи между людьми, обладающими одинаковым уровнем влияния и находчивости. Чаще всего в их роли выступают местные органы власти и специализированные правоохранительные органы, например, полиция, пограничные войска и сотрудники таможни. Их существование предоставляет альтернативные возможности выживания для торговцев законным товаром, но одновременно создает благодатную почву для экспуатации и криминала. Преступная деятельность, например, торговля оружием или наркотиками, осуществляется и отчасти пересекается с деятельностью сетей коррупции в общественном пространстве суверенных государств и непризнанных республик Южного Кавказа.
Стабильность без регулирования
Очевидным примером такой динамики является рынок в Садахло - пространство, созданное конфликтом, где, помимо других товаров, мука, отруби и соль продаются в Армению, а копченая рыба из Армении - в Азербайджан. Расположенный на территории Грузии в точке пересечения границ Грузии, Армении и Азербайджана этот рынок был единственным местом, где приграничная торговля между двумя сторонами конфликта не прекращалась даже в 1991-92 годах. Зависимость этого рынка от динамики развития конфликта лучше всего иллюстрирует та обеспокоенность, которую проявляют здешние торговцы по поводу возможности открытия турецко-армянской границы. Ее открытие создаст конкуренцию, которая в конце концов может привести к исчезновению рынка. Торговцы, полагающиеся на Садахло, ценят стабильность, которую он олицетворяет в контексте реального отсутствия общественных институтов. Цена, которую приходится платить за стабильность, - это наличие нерегулируемой системы, которая поддерживает состояние 'ни войны, ни мира'. Для того, чтобы эта ситуация могла быть превращена в устойчивый мир, необходимы усилия по созданию справедливых, эффективных и прозрачных государственных структур, которые будут работать в партнерстве с частным сектором и гражданским обществом. Но каков вклад частного сектора в этот переходный процесс?
Какова же роль частного сектора?
Без сомнения, существует потенциал для вовлечения в этот процесс легитимного делового сообщества (в противовес тем, кто занимается торговлей оружием, наркотиками или людьми). Встреча бизнесменов из разных уголков Южного Кавказа, которую провела 'Международная тревога' в Трабзоне в декабре 2004 года, продемонстрировала, что на Кавказе существует прогрессивное деловое сообщество, которое хорошо представляет себе пагубное влияние статус-кво на их интересы и которое стремится 'улучшить законодательную основу функционирования бизнеса, активизировать диалог между бизнесом и государством и перенести сферу деятельности бизнеса с национального уровня на уровень региональный.' Региональные встречи подобного рода представляют собой один из способов создать безопасное пространство для контактов азербайджанских и армянских бизнесменов и предпринимателей. Тем не менее, трудно представить, чтобы из этого общения выросли какие-то совместные предприятия или проекты без изменений в политическом контексте. Поэтому роль бизнеса заключается прежде всего в лоббировании и продвижении идеи политической поддержки приграничного экономического сотрудничества и, во-вторых, в готовности к быстрым действиям, когда возникнут политические условия для осуществления этой возможности.
Важность регионального подхода
Создавая такие ниши для бизнес-сообщества, миротворческие организации могут сориентировать предпринимателей на разработку деловых проектов с учетом конфликта, ибо ошибочно предполагать, что бизнес всегда действует в интересах мира. Более того, региональный подход к экономическому сотрудничеству может принести немалые дивиденды. Я использую термин 'региональный' в самом широком смысле этого слова, предполагающем возможные связи между Азербайджаном, Арменией, Грузией и Турцией, с подключением Абхазии, Южной Осетии и Нагорного Карабаха. Такой региональный вектор в идеале должен также включать Россию и Иран. Дебаты по вопросу железнодорожных сообщений на Южном Кавказе представляют собой наглядную иллюстрацию важности региональной перспективы. В то время как одни поддерживают идею открытия железнодорожного сообщения по маршруту Баку-Нахичевань-Ереван-Гюмри-Карс, соединяющего Армению и Азербайджан, включая Нагорный Карабах, другие ратуют за маршрут Баку-Иджеван-Ереван-Нахичевань, исключающий Карабах. Одновременно с этим, Грузия активно лоббирует идею железнодорожного сообщения между Тбилиси и Карсом, которое соединит Азербайджан с Турцией через Грузию и, таким образом, приведет к маргинализации Армении. Экономические и политические интересы неразделимы, и какой-то вариант регионального подхода необходим для того, чтобы найти приемлемые и для Армении, и для Азербайджана компромиссы.
Нефтяной сектор, находящийся под контролем Баку, пока не торопится поддержать своим авторитетом такой региональный подход, а маршрут нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан пролегает в обход Армении, таким образом, усиливая ось Восток-Запад - альянс между Азербайджаном, Грузией и Турцией. В то же время, в новой программе Евросоюза (ЕС) 'Политика европейского соседства' заложен потенциал более всеобъемлющего и включающего все стороны подхода к экономическому сотрудничеству. Учитывая перспективу вступления Турции в Евросоюз, ЕС вполне способен предложить экономический механизм (взамен существовавшего до 1990 года в рамках Советского Союза), при котором Армения и Азербайджан смогут найти возможности налаживания прозрачных и регулируемых экономических связей.
Будущие перспективы
В данной статье автор попытался обрисовать в общих чертах ряд экономических аспектов карабахского конфликта. Конфликт лишил стороны возможности заниматься прозрачной и регулируемой торговлей и поставил под сомнение экономические преимущества перехода к рыночной экономике для широких слоев населения. Занявшая место регулируемого бизнеса стихийная приграничная торговля за неимением других механизмов осуществляется через нерегулируемые сети, которые сами питаются от и подпитывают коррумпированную деятельность. В таком контексте будет сохраняться ситуация стастус-кво 'ни войны, ни мира', исключающая возможность возникновения новых перспектив для установления надежного мира. Местные сети бизнес-контактов могут внести свой вклад в трансформацию этой ситуации, в особенности, если они готовы войти в партнерские отношения с миротворческими организациями и принять на вооружение региональный подход, который позволит наладить контакты между бизнесменами из Армении, Азербайджана и Карабаха. Новая политика европейского соседства ЕС также обладает большим потенциалом по созданию новых механизмов экономического сотрудничества. В то же время каждая из сторон обладает своими собственными экономическими ресурсами, которые помогают им выживать в условиях сегодняшнего застоя. Самую большую озабоченность вызывает нефтяной фактор в Азербайджане, хотя международные и местные организации прилагают немало усилий для того, чтобы это 'черное золото' обернулось благом, а не злом.
Фил Шампейн является директором программ в организации 'Международная тревога'. Работал на Кавказе, в Непале, Либерии и Шри Ланка в качестве посредника в диалоге между конфликтующими сторонами. Автор многочисленных статей по экономическим аспектам урегулирования конфликтов.
Источник: Журнал Accord, 2005 |