Накануне открытия Пекинской Олимпиады в Южной Осетии начались боевые действия, которые поставили весь регион на грань гуманитарной катастрофы
Region Plus 15.08.08 Рома НЕЙМАН,
Баку.
Кризис в отношениях между Тбилиси, с одной стороны, и Москвой, Сухуми и Цхинвали – с другой, который развивался в последние недели по нарастающей, вступил в свою решающую фазу – полномасштабного вооруженного конфликта на территории Южной Осетии.
Ранее для демонстрации серьезности своих намерений Грузия уже привела свои вооруженные силы в состояние повышенной боевой готовности, а Россия перешла от оборонительной политики к наступательной и провела двухнедельные (с 15 по 30 июля) боевые учения "Кавказ-2008" на территории 11 субъектов Южного федерального округа. Общая численность войск, принявших в них участие, составила около 8000 человек. Почти параллельно с Россией 15-31 июля Грузия провела свои учения «Немедленный ответ-2008» на военной базе в Вазиани (около 25 км от Тбилиси) с участием военнослужащих армий США, Грузии, Украины, Армении и Азербайджана. Маневры прошли в рамках программы НАТО «Партнерство во имя мира». В ходе учений, которые начались 15 июля, отрабатывались "сценарии по взаимодействию в миротворческих операциях в Ираке". Следует отметить, что подготовку и проведение данных учений полностью профинансировали США. Всего в маневрах принимали участие 1640 военнослужащих - 1000 американцев, 600 грузин и по 10 офицеров армий Азербайджана, Украины и Армении.
Как оказалось, все эти военные учения стали прелюдией к настоящей войне в зоне грузино-югоосетинского конфликта. Полномасштабное наступление грузинских войск на Южную Осетию началось в ночь на 8 августа. Примечательно, что этому предшествовало вечернее заявление президента Грузии об одностороннем прекращении огня. Через два часа после этого столица Южной Осетии - Цхинвали подверглась обстрелу с трех сторон из артиллерийских орудий и установок «Град», после чего грузинские войска начали наступление на город. Ближе к утру им удалось войти в южную часть города, в Цхинвали начались ожесточенные бои. Правительство Грузии назвало начавшуюся операцию «восстановлением конституционного порядка» на территории Южной Осетии. Кроме того, президент Грузии объявил о мобилизации резервистов.
Ранее перерастание «войны заявлений» и артиллерийских обстрелов в вооруженный конфликт с участием Грузии, Абхазии, Южной Осетии и России считалось маловероятным - США и ЕС передали Москве и Тбилиси ясные сигналы о том, что такой вариант не поддерживается в мире и получит негативную реакцию. Но произошло все с точностью наоборот – «война заявлений» и военные учения закономерно переросли в войну танков и самолетов. При этом многие военные эксперты в один голос утверждали, что уровень подготовки грузинской армии и ее военной оснащенности в последние годы существенно вырос. В связи с этим ее победу в конфликте с югоосетинами и абхазами они считали вполне возможной. Однако быстрое военное вмешательство России спутало все карты.
Объективно обострение региональной конфронтации было ни к чему новому российскому лидеру - у него репутация взвешенного политика, склонного к выверенным с правовой точки зрения решениям. Поэтому на конфликт с Грузией «за спиной» Абхазии и Южной Осетии Россия могла пойти в самом крайнем случае. Именно такой случай произошел в ночь с 7 на 8 августа. И если раньше напористость и наступательность российской политики на абхазском и югоосетинском направлениях можно было рассматривать как сигнал членам НАТО, которые на декабрьской сессии мининдел Альянса планировали предоставить Грузии и Украине «План действий по членству в НАТО», то в нынешних условиях – в связи с наступившей в Цхинвали после грузинского штурма и артобстрелов гуманитарной катастрофой, у Москвы отпали все сомнения. Да и авторитет России как великой державы, претендующей на особую роль и ответственность на Кавказе, был поставлен под сомнение. В итоге российские власти решили воспользоваться опытом США, которые в 1999 году инициировали операцию сил НАТО в бывшей Югославии без санкции ООН, обосновав ее этническими чистками среди албанского населения. О геноциде и этнических чистках говорили и в Москве, и в Цхинвали. Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что вмешательство России было обусловлено именно этническими чистками против осетинского населения.
Международный фон для вмешательства Москвы также оказался достаточно благоприятным. Именно отсутствие консенсуса среди ведущих западных держав по ситуации в Южной Осетии следует считать главной удачей России. После того как ООН фактически расписалась в своем бессилии, у Москвы оказались развязаны руки для того, чтобы решать конфликт по своему усмотрению. Президент РФ Дмитрий Медведев на экстренном заседании СБ РФ 8 августа благословил вмешательство России в разгоревшийся конфликт, заявив, что в Южной Осетии «грузинские войска, по сути, совершили акт агрессии против российских миротворцев и мирных жителей, и что в соответствии с Конституцией и федеральным законодательством как президент он обязан защищать жизнь и достоинство российских граждан, где бы они ни находились". В этот момент российские войска уже заходили в Южную Осетию. А 9 августа в ходе встречи с главой Минобороны Анатолием Сердюковым и начальником Генштаба Вооруженных сил РФ Николаем Макаровым президент РФ заявил о проведении в зоне конфликта миротворческой операции. "Наши миротворцы и приданные им части в настоящий момент осуществляют операцию по понуждению грузинской стороны к миру. На них также лежит ответственность по защите населения. Всем этим мы сейчас занимаемся", - сказал президент. Позднее, на совещании по вопросам оказания республике гуманитарной помощи, Дмитрий Медведев заявил, что «люди, которые ответственны за эту гуманитарную катастрофу, должны нести ответственность за то, что они устроили, включая международно-правовой аспект этой проблемы».
Куда более жестче выступил премьер-министр России Владимир Путин, поставивший под сомнение грузинскую государственность. «Нанесен смертельный удар территориальной целостности самой Грузии, а значит, огромный ущерб ее государственности. Действия грузинских властей в Южной Осетии - это, конечно, преступление, и прежде всего это преступление против своего собственного народа», - отметил премьер. После всего случившегося премьер не представляет, как Грузия сможет убедить Южную Осетию войти в состав грузинского государства. Путин фактически дал понять Тбилиси, что Россия намерена расчленить Грузию, как это было сделано с Югославией.
В итоге 2-дневных боев в югоосетинской столице она была полностью освобождена от грузинских войск. Местное ополчение и российские миротворцы были «усилены» танковыми, мотострелковыми и разведывательными подразделениями 58-й армии со штатной боевой техникой. Особенностью нынешней войны стало то, что боевые действия вышли далеко за границы зоны конфликта и в них приняла активное участие российская авиация. Начиная с раннего утра 9 августа, самолеты ВВС РФ наносили удары по грузинскому черноморскому порту Поти, который в итоге был полностью уничтожен, военным базам в селениях Сенаки и Вазиани, а также по позициям грузинской артиллерии и военным базам близ Гори, по базам ВВС в Марнеули и Болниси. Позднее для усиления группировки войск, которая участвовала в «операции по понуждению к миру», в Южную Осетию были переброшены части 76-й Псковской воздушно-десантной дивизии, а также 98-й воздушно-десантной дивизии из Иваново и части специального назначения из 45-го отдельного разведывательного полка.
Мировая реакция на события в Южной Осетии на первых порах была крайне сдержанной. Откровенно на стороне Грузии выступили лишь США, Украина и Литва. Остальные члены НАТО, а также Совет Европы, ОБСЕ и Евросоюз призвали все стороны конфликта к немедленному прекращению огня, но не осудили Москву, как того требовали грузинские власти. Однако с расширением географии военных операций россиийских вооруженных сил на территории Грузии критические заявления Запада в адрес Кремля усилились.
Западные эксперты были более откровенны. Джеймс Никси, аналитик Королевского института международных отношений в Лондоне, отмечает в связи с этим обеспокоенность Запада тем, что Саакашвили нередко предпринимает чересчур резкие действия в кризисных ситуациях. Такой подход он продемонстрировал в прошлом году, когда подавил антиправительственные выступления в Тбилиси, и теперь это повторяется в Южной Осетии. "Если он начнет войну, он потеряет поддержку многих своих друзей на Западе", - заявил Никси. Как отметил Фрэйзер Камерон из Центра ЕС-Россия в Брюсселе, Запад неоднократно предупреждал Михаила Саакашвили, что "не будет таскать для него каштаны из огня".
Достаточно взвешенно отреагировал на события Азербайджан – наша страна подтвердила свою поддержку суверенитету и территориальной целостности Грузии и призвала к прекращению насилия и всех боевых действий. Как сообщили нам источники в МИД, Баку также высказал вовлеченным в конфликт странам свою серьезную озабоченность за безопасность грузинских азербайджанцев, компактно проживающих в Марнеули и других населенных пунктах Квемо Картли (Борчалы), а также объектов инфраструктуры международных энергетических проектов, проходящих через территорию соседней страны.
В этом плане следует отметить, что для Азербайджана нарастание напряженности вокруг соседней страны может иметь ряд малоприятных, а если сказать точнее, крайне негативных последствий.
Во-первых, слишком много сил и средств, прежде всего финансовых, мы «вкачали» в соседнюю Грузию, и риски в отношении ее безопасности и безопасности проходящих через ее территорию международных энерготранспортных проектов и коммуникаций уже стали и нашими рисками. Очевидно, что широкомасштабный конфликт в соседней стране не отвечает нашим долгосрочным интересам как в политической, так и экономической, энергетической и иных областях.
Во-вторых, следует учитывать, что рост военного конфликта с Россией, абхазами и югоосетинами может привести к усилению авторитарных тенденций во внутренней политике Саакашвили. А это, в свою очередь, неизбежно приведет к тому, что под ударом окажется и азербайджанская община Грузии, прежде всего региона Квемо Картли (Борчалы). В условиях чрезвычайного положения у Тбилиси появится шанс еще туже закрутить гайки в «азербайджанском вопросе». Известно, какие «теплые» чувства питает нынешнее грузинское руководство по отношению к проживающим в Грузии нацменьшинствам, в том числе и азербайджанцам. Изощренная политика ограничения их прав и свобод практически не прекращалась, но сейчас она может усилиться на фоне общенациональной кампании «консолидации всего народа против общего врага».
Действия грузинских властей дают немало оснований для вывода о том, что грузинские азербайджанцы могут разделить судьбу жителей Южной Осетии. Вспомним, как несколько лет назад грузинские власти закрыли рынок в селе Эргнети, лишив жителей Южной Осетии главного источника заработка - приграничной торговли. В конце 2005 года аналогичная судьба постигла и рынок вблизи азербайджанского села Садахло на границе двух стран. Официальная версия закрытия рынков в обоих случаях одинакова - борьба с контрабандной и приграничной торговлей. Но все же главная цель была, как нам кажется, совсем иной - лишить местное население основного источника доходов и стимулировать его к массовому исходу на территории «этнически родных» соседних стран – в данном случае России (Северная Осетия) и Азербайджана. В случае с Садахло этот замысел был успешно реализован - сотни азербайджанских семей в Садахло, которые до закрытия рынка взяли кредиты в банках с целью начать малый бизнес, обанкротились и попали в долговые ямы. В результате численность азербайджанского населения села сократилась за последние 3 года с 15-18 тысяч человек до 4-6, и данный процесс продолжается. Показательно, что сразу после закрытия рынка в Садахло грузинские власти открыли аналогичный рынок в селе Баграташен (бывшее азербайджанское село Лембели) вблизи грузино-армянской границы. Как видно, вопрос не в борьбе с контрабандой, а в этнополитических предпочтениях официального Тбилиси.
Комментируя недавно в интервью для российской газеты «Коммерсантъ» перспективы урегулирования грузино-абхазского конфликта, заместитель помощника госсекретаря США М.Брайза заявил, что «абхазы должны получить от грузинской стороны гарантии безопасности четырех видов», имея в виду снятие угрозы военного конфликта, экономическую безопасность, защиту их политических и культурных прав. Борчалинские азербайджанцы пока, к счастью, не сталкиваются с угрозой вооруженного конфликта с Тбилиси. Но ситуация в Квемо Картли все больше свидетельствует о том, что сегодня азербайджанское меньшинство Грузии не в меньшей (а может, даже и в большей) степени, чем абхазское и южноосетинское, нуждается в защите своих политических, экономических, культурных и иных прав. Причем как со стороны правительства Грузии, так и влиятельных международных организаций и стран, имеющих свои интересы в этом регионе, в том числе и Азербайджана.