Последний шанс для установления мира?
Сабин Фрейзер
Сейчас осенью 2005 года мир между Азербайджаном и Арменией представляется, как никогда, доступным и близким. Но не ждет ли провал и эти переговоры? Если это произойдет, перспектива возобновления полномасштабных боевых действий сегодня тоже куда более реальна. Растущие военные расходы, все более частые нарушения соглашения о прекращении огня и демонизация противоположной стороны - все это тревожные признаки того, что времени для переговоров осталось очень мало.
С мая 2004 года министры иностранных дел Армении и Азербайджана встречались одиннадцать раз в рамках так называемого 'Пражского процесса'. Президенты двух стран выразили поддержку прогрессу, достигнутому на их собственных встречах с глазу на глаз. В августе 2005 года сопредседатели Минской группы представили их вниманию одностраничный документ - по-видимому, краткую стратегию урегулирования конфликта. Если стороны продолжат переговоры на основе этого документа, всестороннее мирное соглашение может быть готово уже в 2006 году.
Позиции сторон близки как никогда, потому что и Армения, и Азербайджан признали необходимость поэтапного осуществления любого варианта урегулирования. Окончательный статус Нагорного Карабаха может быть определен только тогда, когда меры по укреплению доверия и гарантии безопасности дадут результаты на местах. Армянские войска Карабаха, которые поддерживает Армения, будут выведены со всех или почти всех оккупированных территорий. На их место придут международные миротворческие войска, ВПЛ вернутся в свои довоенные дома, будут восстановлены торговые и информационные связи. Только после этого - через десять, пятнадцать, а то и двадцать лет - будет определен статус Нагорного Карабаха после проведения санкционированного международной общественностью плебисцита по вопросу самоопределения с исключительным участием армян и азербайджанцев Карабаха. До тех пор Нагорный Карабах будет оставаться де юре частью Азербайджана, и де факто независимым образованием.
Участники переговоров и в прошлом бывали близки к решению карабахского вопроса. После переговоров в апреле 2001 года в Ки Весте казалось возможным подписание всестороннего мирного соглашения. Однако переговоры зашли в тупик. Пытаясь найти рациональное объяснение провалу переговорного процесса, один из бывших сопредседателей Минской группы Кери Кавано высказал мнение о том, что 'президенты опережали свои народы'. Более же убедительное объяснение заключается в том, что между тем, что говорилось руководством Армении и Азербайджана публично, и тем, что они думали на самом деле, существовала огромная разница. И сегодня ситуация остается неизменной. В то время как 'Пражский процесс' медленно, но верно движется вперед, в Баку, Ереване или Степанакерте почти ничего не делается, чтобы подготовить народы к миру. Региональные элиты слишком давно придерживаются стратегии: жесткая позиция = высокий политический рейтинг.
Даже если в начале конфликта этническая составляющая была незначительной, официальная пропаганда хорошо поработала для того, чтобы раздуть обоюдную вражду. Оба народа психологически подготовили к началу нового цикла кровопролития и боевых действий. В Азербайджане, в особенности, более полумиллиона внутренне перемещенных лиц из Нагорного Карабаха и окружающих районов превратились в лагерь сторонников войны. По опросам 2004 года, проведенным Бакинским пресс-клубом, 84% ВПЛ призывают к силовому решению конфликта.
Стремительный рост нефтяных доходов меняет внутреннюю ситуацию в Азербайджане. В июле этого года азербайджанский президент Ильхам Алиев объявил об увеличении военного бюджета с 135 милионов долларов США в 2003 году до 300 миллионов долларов в 2005. После заявления армянского руководства, что они собираются ответить тем же, Баку пообещал увеличить военные ассигнования до 600 миллионов долларов в 2006 году. Армения, по-прежнему страдающая из-за своей изоляции и исключения из региональных проектов и непрекращающейся блокады, не может соревноваться с Азербайджаном в военных расходах. Новое поколение азербайджанских офицеров, прошедшее подготовку в Турции или под руководством турецких инструкторов, и участие азербайджанского военного контингента в операциях в Афганистане и Ираке повысили боевую готовность вооруженных сил Азербайджана. Предоставленной самой себе на протяжении долгих лет азербайджанской армии еще предстоит преодолеть проблемы устаревших вооружений, коррупции, низкой эффективности оперативного планирования, составления программ и бюджетов, но реальная воля осуществить военную реформу с целью проведения победной наступательной кампании может быстро изменить ситуацию.
Угроза применения силы Азербайджаном для восстановления своей территориальной целостности вполне реальна. Сторонники жесткой линии в Армении продолжают утверждать, что вывод армянских войск из зоны безопасности вокруг Нагорного Карабаха равносилен самоубийству. Однако продолжающаяся оккупация азербайджанских территорий на фоне стремительно вооружающегося Баку дает Азербайджану лишний повод для нападения.
Именно вывод армянских войск сегодня является лучшей гарантией безопасности для Степанакерта. Если Нагорный Карабах уйдет с оккупированных территорий, а на его место придут международные миротворческие силы, Азербайджан будет обязан воздержаться от применения силы по условиям международно признанного мирного соглашения. Если он нарушит такое соглашение и нападет, он подорвет те самые международные связи, от которых зависит его сегодняшнее богатство как производителя нефти, и лишится безопасного транзита нефти и газа на долгие годы.
В интересах Баку и Еревана подписать мирное соглашение в ближайшем будущем. В противном случае у них будет мало шансов остановить военную машину.
Сабин Фрейзер работает директором кавказских программ в организации 'Международная кризисная группа'. С 1996 по 2000 год работала сотрудницей ОБСЕ в Сараево и Ташкенте, нередко выступала в качестве консультанта по вопросам Кавказа и Средней Азии. Защитила докторскую диссертацию в Лондонской школе экономики и политических исследований.
Источник: Журнал Accord, 2005 |