Rambler

Начало
Главная
Мои проекты
Выборы-2008
Аналитика
Законы
Карабах
Библиотека
Фото Баку
Сегодня в мире
Шоу-бизнес
Ссылки

Rambler's Top100

 

Точка зрения карабахского азербайджанца

Табиб Гусейнов

Two children, displaced from Karabakh, play in an abandoned oil field in Baku.
Двое детей - переселенцев из Карабаха играют на отработанных нефтепромыслах в Баку. Источник: Панос/Хайди Браднер

Мирные переговоры по урегулированию карабахского конфликта продолжаются более десяти лет без каких-либо осязаемых результатов. Оказавшись заложниками изнурительной ситуации 'ни войны, ни мира', Армения, Азербайджан и армянские власти Карабаха заняли выжидательную позицию по принципу 'поживем-увидим'. Больше всего от пролонгации сегодняшнего статус-кво страдают азербайджанцы из Карабаха. Многие из них уверены, что существующее положение ущемляет их интересы, все больше лишая их возможности влиять на решения, от которых зависит их судьба, и отдаляя перспективу их возвращения на родину.

Проблематичность определений

В Азербайджане термин 'карабахскиe азербайджанцы', как правило, применяли по отношению к населению более обширного региона исторического Карабаха, который включал территорию Нагорного Карабаха, территории Лачинского и Кельбаджарского районов (которые вместе образуют то, что азербайджанцы называют 'верхним' или 'нагорным Карабахом') и прилегающие к ним долины ('равнинный Карабах') В отличие от армян, азербайджанцы традиционно не проводили различий между низменным и нагорным Карабахом, воспринимая его как единое географическое, экономическое и культурное пространство, на котором они всегда превалировали политически и демографически. По этой причине, многие азербайджанцы считают, что создание в 1923 году автономного региона Нагорного Карабаха с 'искусственными' (то есть, не существующими ранее) границами преследовало цель образовать внутри Азербайджана регион с армянским большинством - следуя логике советской/российской политики 'разделяй и властвуй'. Таким образом, армяне воспринимались как один из главных инструментов осуществления постоянного контроля над Азербайджаном.

Согласно сегодняшнему официальному определению, карабахские азербайджанцы представляют собой азербайджанское население бывшей Нагорно-Карабахской Автономной Области (НКАО), которое, согласно переписи 1989 года, составляло 21,5% всего населения НКАО (приблизительно 40 000 человек). Согласно этому определению, карабахские азербайджанцы составляют небольшую часть от 600 000 внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) с оккупированных территорий.

Однако, это официально принятое определение достаточно двусмысленно, так как сам Азербайджан аннулировал автономный статус Нагорного Карабаха в конце 1991 года ( в ответ на самопровозглашение армянской 'Нагорно- Карабахской Республики'), и изменил административное деление территории, присоединив некоторые части бывшей НКАО к Кельбаджарскому, Агдамскому и Тертерскому районам. Таким образом, азербайджанцы, проживавшие в этих смежных районах, уже не подпадали под официальное определение общины карабахских азербайджанцев, которая практически сводилась к населению одного города Шуши, где до конфликта проживало более 70% азербайджанцев из НКАО. Особенно важно подчеркнуть, что такое определение исключает население Лачина (около 60 000 человек), несмотря на то, что на протяжении всего процесса переговоров вопрос будущего статуса Лачина всегда неразрывно связывался с будущим статусом Нагорного Карабаха.

Политическая маргинализация

В плане внутренней политики Азербайджана проблемы общины карабахских азербайджанцев неотделимы от проблем всей общины ВПЛ Азербайджана, частью которой они являются. В расчете на душу населения община ВПЛ Азербайджана - одна из самых многочисленных в мире, но ее влияние на политику Азербайджана сведено к минимуму. Такое положение возникло из-за слабой организации внутри самой общины, из-за плохих социально-экономических условий и из-за политических ограничений, установленных руководством Азербайджана. Например, с 1995 года не проводилось эффективного мониторинга регистрации и участия ВПЛ в выборах, что ставит под сомнение законность и подлинность результатов голосования этой части электората. Кроме того, власти по-прежнему содержат большую часть ВПЛ во временных постройках или лагерях для беженцев, в фактической изоляции от остального населения страны. Причем доступ к этим лагерям для оппозиции, представителей СМИ и активистов гражданского общества строго ограничен.

Кроме того, община ВПЛ лишена каких-либо органов самоуправления. На сегодняшний день единственным органом власти, который представляет общину, является назначенное сверху 'правительство в изгнании', номинальная структура, которая в основном занимается распределением социальных пособий. Власти Азербайджана отказали карабахским азербайджанцам в возможности избирать лидера своей общины, который мог бы представлять их интересы на переговорах. Эту роль с 1992 года исполняет Низами Бахманов, назначенный президентом на должность главы 'правительства в изгнании' Шуши.

На фоне растущего недовольства отсутствием прогресса на переговорах и гнетущего ощущения брошенности подобные факты создают благодатную почву для роста радикальных настроений и призывов решить конфликт военным путем. Эти тенденции усиливаются благодаря господствующей националистической риторике, в которой конфликт преподносится как 'геноцид', совершенный армянами против азербайджанцев с целью осуществления территориальной экспансии и образования 'Великой Армении'. В каком-то смысле, эти тенденции в общественном сознании азербайджанского общества похожи на то, что раньше пережила Армения. Они являются результатом 'комплекса побежденного', неудовлетворенных национальных устремлений и ощущения 'виктимизации' нации (восприятия нации как жертвы).

Среди немногих неправительственных организаций, созданных для того, чтобы представлять интересы ВПЛ, особенно выделяется Организация Освобождения Карабаха (ООК), которая критикует правительство за его 'капитуляторские' позиции, а международные организации - за 'двойные стандарты', и призывает к военному решению конфликта. Тем не менее, популярный лозунг ООК 'Без Карабаха нет Азербайджана!' выражает тревогу многих азербайджанцев о том, что потеря Карабаха означает развал страны и исчезновение азербайджанской нации как таковой. Несмотря на то, что община карабахских азербайджанцев слаба и разобщена, если сегодня не учитывать ее интересы, она может стать мощной дестабилизирующей силой в будущем.

Отстранение от мирного процесса

Согласно мандату Минской группы 1992 года, в котором идет речь о 'народных избранниках и других представителях Нагорного Карабаха', карабахские азербайджанцы, равно как и карабахские армяне, были признаны заинтересованной стороной в конфликте. Однако на деле община карабахских азербайджанцев в целом была отстранена от переговоров, в основном, в результате политики азербайджанских и армянских властей и международных организаций. Независимо от того, рассматривается ли конфликт как межгосударственный или как внутригосударственный, подходы обеих сторон не учитывают существования отдельной общины карабахских азербайджанцев и, таким образом, не придают значения межобщинной составляющей конфликта между армянами и азербайджанцами Карабаха.

В результате отстранения карабахских азербайджанцев от прямых мирных переговоров их интересами пренебрегали на всем протяжении переговорного процесса. Так называемый подход 'земля за мир' или один из его вариантов, формула '5+1+1', на которую нередко ссылаются во время переговоров, предполагает возвращение пяти соседних с Нагорным Карабахом оккупированных азербайджанских территорий и условное возвращение Кельбаджара и Лачина. Сам факт того, что армянская сторона использует оккупированные территории вокруг НК в качестве очередного козыря для того, чтобы добиться согласия Азербайджана на независимость Нагорного Карабаха или его объединение с Арменией, представляет собой угрозу интересам общины карабахских азербайджанцев.

Безопасное и достойное возвращение

Главной заботой карабахских азербайджанцев является безопасное и достойное возвращение на родину. По их мнению, любое мирное соглашение, подписанное президентами Армении и Азербайджана, должно непременно содержать положение о будущем статусе карабахских азербайджанцев в Нагорном Карабахе, а значит, и положения о будущем статусе Шуши и Лачина. Шуша является краеугольным камнем идентичности и существования общины карабахских азербайджанцев, так что их отношение к любым мирным инициативам зависит напрямую от того, каким образом эти предложения обеспечивают их безопасное и достойное возвращение в Шушу. Шуша была единственным районом бывшей НКАО, где до конфликта азербайджанцы составляли подавляющее большинство населения (91%). Она имеет для них и большое символическое значение, будучи историческим центром Карабаха и родиной многих выдающихся азербайджанских деятелей культуры и искусства.

В то время как официальные власти Азербайджана сегодня в основном заняты вопросом возвращения соседних с Нагорным Карабахом районов, карабахские азербайджанцы не представляют себе такого возвращения без возвращения самой Шуши. На протяжении всего периода переговоров армянская сторона пытается увязать возвращение карабахских азербайджанцев в Шушу с вопросом возвращения армян в остальные районы Азербайджаназа пределами Нагорного Карабаха. Однако, для карабахских азербайджанцев такая увязка представляется неверной и всего лишь предлогом для отказа в их возвращении, потому что вопрос репатриации армянских беженцев из других районов Азербайджана за пределами Нагорного Карабаха должен рассматриваться параллельно с признанием права на возвращение азербайджанских беженцев из Армении.

Особое опасение у азербайджанской общины Карабаха вызывает проводимое армянскими властями активное заселение оккупированных территорий. Согласно 'официальной' программе армянской администрации Карабаха, к 2010 году население Нагорного Карабаха удвоится с 150 000 человек, проживавших там в начале 1990 годов, до 300 000. Это незаконное заселение и установка на восприятие этого процесса как свершившегося факта тормозят мирный процесс и могут стать серьезным препятствием к окончательному урегулированию конфликта в долгосрочной перспективе.

Не 'новое меньшинство'

Армянская сторона постоянно заявляет о праве карабахских армян на самоопредeление, которое они хотят реализовать путем отделения Нагорного Карабаха. Контраргументом азербайджанской стороны являются принципы территориальной целостности и нерушимости международных границ. Тем не менее, этот мнимый спор о праве на самоопределение и противостоящем ему принципе территориальной целостности полностью игнорирует тот факт, что право на самоопределение имеется и у карабахских азербайджанцев; более того, самоопределение как карабахских армян, так и карабахских азербайджанцев не обязательно подразумевает выход или отделение. Карабахские азербайджанцы твердо намерены не соглашаться на такое решение, которое ставит их в худшие, по сравнению с карабахскими армянами, условия.

Карабахские армяне неоднократно заявляли о том, что они не хотят быть меньшинством в Азербайджане, выдвигая доводы против иерархических отношений между руководством Азербайджана и армянской администрацией Карабаха. Подобным же образом, карабахские азербайджанцы не хотят урегулирования, которое превратит их в 'новое меньшинство' в составе Нагорного Карабаха под господствомармян. Многие карабахские азербайджанцы не захотят возвращаться на родину, если по возвращении они окажутся под юрисдикцией своих бывших противников, без каких-либо параллельных гарантий безопасности и без предоставления им равной с карабахскими армянами степени самоуправления.

Заключение

К сожалению, основная масса полемики по данному конфликту как в армянском, так и в азербайджанском обществе и СМИ не учитывает проблем и опасений противоположной стороны. Урегулирование конфликта требует фундаментальных изменений в подходах и политике, которой придерживаются армянская и азербайджанская стороны конфликта. Необходим новый взгляд на традиционные понятия сувернитета, самоопределения, государственных и национальных границ и взаимоотношений большинства-меньшинства. В этом смысле, было бы особенно полезно рассмотреть опыт Европы и, в частности, потенциал интегративной модели Евросоюза.

Решением проблемы, без всякого сомнения, должно быть сосуществование и сотрудничество Армении и Азербайджана, равно как и карабахских армян и карабахских азербайджанцев. Для дальнейшего прогресса в переговорах потребуется более активное участие армянских и азербайджанских представителей Нагорного Карабаха. Задача международного сообщества заключается в том, чтобы поддерживать гражданские инициативы, которые способствуют прямым контактам не только между представителями Армении и Азербайджана, но и между карабахскими армянами и азербайджанцами. Существование карабахской проблемы является серьезным препятствием для демократического развития Азербайджана и Армении. В то же время нелегкие компромиссные решения должны принимать сильные, демократические и легитимные правительства.

Табиб Гусейнов работает в Международном Республиканском Институте в Баку. Выпускник Центрального Европейского Университета, участник диалогов и научных семинаров по Нагорному Карабаху.


Источник: Журнал Accord, 2005

Новости Азербайджана

 

Новости спорта

Курсы валют

Погода

Знакомства по всему миру

Я
Ищу

Город/Страна

[Поиск] [Расш. поиск]

Обмен ссылками

Здесь может быть кнопка Вашего сайта