Не нефтью единой
В 70-е годы Азербайджан называли "всесоюзным огородом". Тогда эта республика обеспечивала большую часть СССР свежими овощами и фруктами: от огурцов и помидоров до экзотической хурмы. Все предыдущие десятилетия Азербайджан был "всесоюзным бензобаком", снабжавшим советскую экономику дешевым и качественным горючим. Сегодня слова "азербайджанская экономика" вновь ассоциируются с нефтью. Однако правильнее было бы ее называть экономикой больших проектов.
20 сентября 1994 года в Баку был подписан "контракт века". Консорциум 11 крупнейших зарубежных нефтяных компаний, в числе которых и российский "ЛУКойл", подписал контракт с правительством Азербайджана на разработку месторождений "Азери", "Чираг" и "Гюнешли" в глубинной части Каспийского моря. Эту дату можно считать днем возрождения азербайджанской экономики, а если точнее, рождения новой экономики страны.
К тому моменту экономика Азербайджана, пережившего череду переворотов и многолетнюю войну с соседней Арменией, находилась в плачевном состоянии. Прежние, советские, хозяйственные связи были разорваны, новые не налажены. Большинство предприятий простаивало, национальная валюта -- манат -- постепенно обесценивалась. С инвестициями в разоренную страну никто не спешил.
"Контракт века" резко изменил ситуацию. Состав его участников (британская British Petroleum, американские AMOCO, Exxon, Unocal, норвежская Statoil, саудовская Delta, набирающий вес российский "ЛУКойл" и др.) впечатлял. В мировой нефтяной отрасли это все звезды первой величины. Стало понятно: если они решили начать дело в Азербайджане, значит игра стоит свеч.
Вслед за этим контрактом последовали другие. Сегодня Азербайджан имеет около 20 крупных нефтяных контрактов с 33 компаниями из 14 стран. Среди них французские Elf Acquitaine и Total, итальянская Agip, японские Itochu и Mitsui, американские Mobil и Chevron.
Почти каждая из этих компаний пришла в Азербайджан вместе с "компаниями-прилипалами". Так называются небольшие фирмы, обслуживающие интересы крупных компаний -- от поставки оборудования до создания инфраструктуры и обеспечения отдыха служащим компаний. Так, только одна Statoil привела с собой в Азербайджан около полутора десятков дружественных компаний.
В Баку начался второй нефтяной бум. Как грибы стали вырастать фешенебельные отели, элитные дома. Открылось множество ресторанов, кафе, баров, центров отдыха. Заработали такси, стали разворачиваться компании сотовой связи.
Таким образом, еще до того, как первая нефть, добытая на контрактных месторождениях, поступила на мировой рынок, в азербайджанской экономике началось оживление, стали открываться новые рабочие места, пошли первые инвестиции.
Нефтяные месторождения пока еще только разрабатываются. И в Баку рассчитывают, что с каждым годом отдача от них будет расти. Так, сегодня Азербайджан экспортирует около 1 млн тонн нефти в год. А уже к 2005 году эта цифра должна возрасти до 15 млн тонн. Соответственно должны вырасти и доходы страны.
Однако в Баку не собираются сворачивать всю экономику лишь до одной нефтяной отрасли и обслуживающих ее сфер. Нефтяную промышленность здесь рассматривают как локомотив, который должен вывезти на уровень мировых стандартов всю экономику страны.
|
|
Сколь впечатляющими ни кажутся нефтяные проекты, будущее страны в Азербайджане связывают с другими грандиозными предприятиями. Главное среди них -- создание трансконтинентальных транспортных коридоров. Азербайджан находится на перекрестье стратегических коммуникаций, связывающих Запад с Востоком и Север с Югом. Здесь издревле проходили караванные и торговые маршруты.
В апреле 1991 года в Брюсселе Еврокомиссия приняла решение изучить вопрос создания нового коммуникационного коридора, который связал бы Европу с Центральной Азией через кавказские страны. Впоследствии эти планы превратились в проект ТРАСЕКА (транспортный коридор Европа--Кавказ--Азия).
В рамках этого проекта было заключено множество международных соглашений о взаимных перевозках, согласовании таможенных пошлин, создании инфраструктуры. Сейчас Евросоюз выделил 1 млрд долларов на азербайджанский участок ТРАСЕКА. От границы с Грузией до Баку предполагается построить современный двусторонний автобан, проложить вторую колею железной дороги Баку--Тбилиси и построить три паромных порта на Каспии, которые свяжут Баку с российской Астраханью, казахским Актау и туркменским Туркменбаши (бывший Красноводск).
Но ТРАСЕКА -- не единственный коммуникационный проект с участием Азербайджана. В апреле 1998 года американский сенатор внес в сенат США законопроект "О стратегии Шелкового пути". Речь в нем шла о необходимости поддержать идею возрождения древнего Шелкового пути, связывающего европейские страны с Китаем, и, естественно, о том, чтобы соблюсти при этом американские интересы.
Впрочем, идея возрождения Шелкового пути принадлежит не американцам. Впервые о ней заговорили в середине 90-х годов в странах Центральной Азии и Кавказа. Проект привлек внимание Европейского Союза, Китая, стран Юго-Восточной Азии и даже Японии.
В сентябре 1998 года в Баку по инициативе президента Азербайджана Гейдара Алиева прошла международная конференция с участием представителей 40 государств, многие из которых были представлены главами стран и правительств.
Согласно этому проекту от Европы до Японии должен быть создан современный коммуникационный коридор, включающий не только высококачественные автомобильные и железные дороги, но и новейшие системы связи, в том числе и оптико-волоконную, оборудованные по последнему слову техники морские и аэропорты, банковские центры.
С большим интересом в Азербайджане следят и за попытками России создать коммуникационный коридор Север--Восток. В Баку готовы принять участие и в этом глобальном проекте, который должен связать Россию и Северную Европу с Персидским заливом.
Одной из перспективных отраслей азербайджанской экономики считается туризм. Уникальная природа этой страны позволяет здесь развивать самые разные виды отдыха -- от морского до горного.
На побережье Каспия и в Кавказских горах уже создается сеть современных отелей. Пока она рассчитана лишь на обслуживание местных жителей и работающих в Азербайджане представителей иностранных компаний. Однако уже через несколько лет здесь неизбежно начнут работать на привлечение иностранных туристов. И в первую очередь из России и остальных стран СНГ, которым ближе и дешевле добраться до курортов Азербайджана, чем, к примеру, Средиземноморья.
Вообще, на развитие экономических отношений с Россией в Баку возлагают большие надежды. После распада СССР и последовавших вслед за этим конфликтов на Кавказе торгово-экономические отношения между Россией и Азербайджаном серьезно ослабли. В последние годы они начинают постепенно набирать оборот. Однако даже до советского уровня еще далеко.
Первыми в Азербайджан вернулись российские гиганты -- "ЛУКойл", к примеру, не только заключил целый ряд контрактов на разработку азербайджанских нефтяных месторождений, но и создал в этой стране целую сеть автозаправочных станций, успешно конкурирующих с западными. Российские компании прицениваются к азербайджанским предприятиям цветной металлургии, алюминиевой промышленности.
Следует заметить, что в Азербайджане сложилась весьма благоприятная атмосфера для работы российских компаний. Языкового барьера здесь нет, отношение к россиянам как со стороны властей, так и местного населения весьма благоприятное.
Одной из наиболее перспективных отраслей российско-азербайджанского сотрудничества является сельское хозяйство. Сегодня в Азербайджане земля полностью приватизирована. Введена ее свободная купля-продажа. Фермеры работают эффективнее, чем прежние колхозы и совхозы. Но производство сельхозпродуктов существенно сократилось. Причиной тому отсутствие рынка. Производимой в Азербайджане сельскохозяйственной продукции с лихвой хватает на обеспечение внутренних потребностей. При этом она на порядок дешевле той, что сегодня ввозится в Россию из Европы, Азии и даже Латинской Америки. Хотя ничем не уступает по качеству.
К рынку сельхозпродукции уже всерьез присматриваются западные бизнесмены, которые намерены создать здесь сеть небольших перерабатывающих предприятий, с тем чтобы в дальнейшем экспортировать эту продукцию на мировой рынок.
НИКОЛАЙ ПЕТРОВ
|