Rambler

Начало
Главная
Мои проекты
Выборы-2008
Аналитика
Законы
Карабах
Библиотека
Фото Баку
Сегодня в мире
Шоу-бизнес
Ссылки

Rambler's Top100

 

Путь к миру в Нагорно-Карабахском регионе Азербайджанской Республики: через реинтеграцию и сотрудничество

Эльмар Мамедьяров

Azerbaijani President Ilham Aliyev before a poster of Heydar Aliyev.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев перед плакатом с изображением Гейдара Алиева.
Источник: Рейтер/Сергей Карпухин

Продолжающийся вооруженный конфликт в Нагорно-Карабахском регионе Азербайджанской Республики и вокруг него привел к оккупации почти одной пятой территории Азербайджана и превратил каждого восьмого жителя страны в вынужденного переселенца или беженца. Стратегия азербайджанского правительства нацелена на освобождение всех оккупированных территорий, возвращение насильственно перемещенных людей в родные места и создание устойчивого мира и стабильности как в Нагорно-Карабахском области регионе, так и на всем Южном Кавказе.

Правовая и политическая составляющие урегулирования конфликта основываются на нормах и принципах международного права, заложенных в резолюциях Совета Безопасности ООН 822, 853, 874 и 884, а также в соответствующих документах и решениях Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Вышеупомянутые резолюции Совета Безопасности ООН были приняты в 1993 году в ответ на оккупацию территорий Азербайджана и подтвердили сувернитет, территориальную целостность и нерушимость международных границ Азербайджанской Республики и всех других государств региона.

Хотя посреднические усилия под эгидой ОБСЕ на протяжении последних десяти лет не всегда отличались последовательностью, и, за исключением установления прекращения огня, пока не увенчались успехом, Азербайджан продолжает оставаться приверженным решению конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ. Тем не менее, успех мирного процесса зависит от такой же приверженности и конструктивного подхода Армении, равно как и от активного вклада всех государств-членов ОБСЕ, в особенности , государств, представленных в Минской группе, и ее со-председателей. Мы готовы продолжать переговоры с Арменией с целью устранения последствий ее военного вторжения и оккупации территорий Азербайджана.

Мы также высоко ценим роль других международных организаций, в особенности , ООН и Совета Европы, в деле формирования и консолидации общей позиции международного сообщества по этому вопросу. Данная позиция основана на уважении территориальной целостности Азербайджана и осуждении его оккупации и печального факта этнической чистки его территорий, равно как и на рассмотрении конкретных проблем, отсутствие своевременной реакции в отношении которых может серьезно застопорить ся мирные переговоры по а также привести к непредвиденным последствиям. Так, например, расмотрение на 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН пункта повестки дня 'Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана' сыграло решающую роль в привлечении внимания к вопросу нелегального перемещения на оккупированные территории армянских поселенцев и принятии экстренных мер ам по прекращению этой опасной практики.

Сегодня, когда пишется эта статья, проглядываются позитивные признаки на пути к достижению урегулирования конфликта. Азербайджан ясно и недвусмысленно продемонстрировал свое стремление к конструктивному решению на базе так называемого Пражского процесса и намеревается использовать для этого все имеющиеся у него политические и дипломатические ресурсы.

Территориальная целостность Азербайджана не может быть предметом компромисса. Мы никому не отдадим ни пяди своей земли. Азербайджан не желает войны и остается сторонником мирного решения. Но в случае если будут предприняты намеренные действия по дальнейшей консолидации сегодняшне го оккупационного статус-кво, Азербайджан будет готов применить любые другие имеющиеся у него средства для того, чтобы законным образом восстановить свою территориальную целостность. Захват территории и практика этнической чистки несовестимы с универсальными и европейским ценностями и противоречат принципам и идеалам мира, демократии, стабильности и регионального сотрудничества.

Для того , чтобы завуалировать свою агрессивную политику по отношению к Азербайджану, армянская сторона часто спекулирует на международно м -правовом принципе права народов на самоопределение. На самом же деле, практическая реализация этого права, как оговорено в соответствующих международных документах, не предусматривает одностороннего отделения, но а представляет собой легитимный процесс, осуществляемый в соответствии с международным и внутренним законодательством в четко определенных рамках. Очевидно, что при рассмотрении вопроса о самоопределении в отношении данного конфликта решающим является тот факт, что все действия, направленные на отделение части территории Азербайджана, носят неконституционный характер и сопровождаются нарушением основных норм международного права, включая в особенности те, которые налагают запрет на применение силы и захват территории.

Наш подход к праву народов на самоопределение вытекает из его истинного значения и предполагает обеспечение мирного сосуществования и сотрудничества азербайджанской и армянской общин Нагорно-Карабахского региона и создание необходимых условий для эффективной реализации их права на участие в управлении государственными делами, в том числе и через формирование легитимных региональных органов власти на всех уровнях.

Мы считаем, что правовой статус Нагорно-Карабахского региона может быть определен только лишь при полном и равном участии граждан Азербайджана, состоящих в азербайджанской и армянской общинах этого региона, в рамках законного и демократического процесса. Мы предусматриваем реализацию этой перспективы на заключительном этапе мирного процесса, но вполне логично, что эта стратегия не станет реальностью без восстановления суверенных прав Азербайджана над всеми оккупированными территориями и безопасного и достойного возвращения всех на них изгнанного азербайджанского населения.

После достижения соглашения необходимо, чтобы международное сообщество помогло гарантировать его реализацию через размещение многонациональных миротворческих сил, помощь в разминировании, восстановление коммуникаций, реабилитацию земель и обеспечение гарантий безопасности населению Нагорно-Карабахского региона, включая создание местных полицейских сил для армянской и азербайджанской общин. Правительство Азербайджана готово всячески содействовать в деле восстановления инфраструктуры и экономического развития региона, включая привлечение инвестиций в местную экономику.

Особое внимание в урегулировании конфликта должно отводиться вопросу коммуникаций в регионе. Знакомые с конфликтом люди нередко сталкиваются с понятием 'коридоров' или 'беспрепятственного доступа'. Азербайджан предлагает п e рейти от ограниченного, антагонистического понимания концепции коридора к использованию всех коммуникаций в регионе для обоюдной выгоды сторон. Такой подход приобретает особое значение в случае так называемого 'Лачинского коридора', который важен и для связи армянского населения Нагорно-Карабахского региона с Арменией, и Азербайджана с его Нахчыванской автономной республикой через территорию Армении. Использование Лачинской дороги в обоих направлениях по маршруту Агдам-Ханкенди-Шуша-Лачин-Горис-Шахбуз-Нахчыван(с возможным продлением маршрута до Турции) может обепечить как Азербайджан, так и Армению гарантированными безопасными сообщениями. Важность такого использования 'Лачинского коридора' выходит за рамки чисто практической пользы от прямого транспортного сообщения между двумя государствами. Эта дорога могла бы стать 'дорогой мира', имеющей огромное политическое, экономическое и общерегиональное значение.

Армяно-азербайджанская война причинила огромный ущерб и принесла нескончаемые страдания сотням тысяч насильственно выселенных со своей земли людей, больше десяти лет лишенных нормальных условий жизни. По-настоящему решить их проблему, учитывая их огромное желание вернуться в родные места, можно только через прочное урегулирование конфликта.

Эльмар Мамедьяров занимает должность министра иностранных дел Азербайджанской Республики с 2004 года. Выпускник Киевского Государственного Университет a , Дипломатической Академии МИД СССР и Центра Внешнеполитических Исследований Университета Брауна, работал в дипломатических миссиях Азербайджана при ООН , и в США и , а также был чрезвычайным и полномочным послом в Италии.


Источник: Журнал Accord, 2005

Новости Азербайджана

 

Новости спорта

Курсы валют

Погода

Знакомства по всему миру

Я
Ищу

Город/Страна

[Поиск] [Расш. поиск]

Обмен ссылками

Здесь может быть кнопка Вашего сайта