Закон Азербайджанской Республики
О правилах выборов в муниципалитеты
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные принципы выборов
Граждане Азербайджанской Республики избирают муниципалитеты, осуществляющие местное самоуправление в Азербайджанской Республике, в установленном настоящим Законом порядке по многомандатным избирательным территориям на основе общего, равного, прямого избирательного права путем свободного, личного и тайного голосования.
Статья 2. Срок полномочий муниципалитетов
Срок полномочий муниципалитетов - 5 лет. Полномочия муниципалитетов начинаются в первый день их заседания и завершаются в первый день заседания вновь избранных муниципалитетов. Полномочия членов муниципалитета имеют силу лишь в сроки полномочий муниципалитета.
Статья 3. Избирательное право
Граждане Азербайджанской Республики, достигшие ко дню выборов 18 лет и старше, имеют право избирать членов в муниципалитеты.
Граждане Азербайджанской Республики, достигшие ко дню выборов 21 года и старше, имеют право быть избранными членами в муниципалитеты.
Должностные лица, работающие в органах исполнительной власти, судьи, работники правоохранительных органов, религиозные деятели, военнослужащие не могут быть избраны членами муниципалитета. Должностные лица, работающие в органах исполнительной власти, судьи, работники правоохранительных органов в течение 3 дней после регистрации их кандидатами в члены муниципалитета должны быть освобождены от занимаемой должности и должны представить соответствующий документ об этом территориальной избирательной комиссии. При несоблюдении данного порядка регистрация указанных лиц ликвидируется.
Лица, осужденные за предусмотренные статьей 7-1 Уголовного кодекса Азербайджанской Республики тяжкие преступления, независимо от отбывания или снятия судимости, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в силу, не могут быть избраны членами муниципалитета.
Лица с подтвержденной в порядке, установленном законодательством Азербайджанской Республики, недееспособностью не могут участвовать в выборах в муниципалитеты.
Ограничение в прямой, косвенной или другой форме избирательных прав граждан Азербайджанской Республики в связи с происхождением, по политическим взглядам, социальному и имущественному положению, расовой и национальной принадлежности, полу, образованию, языку, отношению к религии, в связи с видом и характером работы запрещается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Избиратели избирают членов муниципалитета непосредственно.
Избиратели голосуют лично и тайно. Контроль над волеизъявлением избирателей на выборах не допускается.
Статья 4. Назначение выборов в муниципалитеты
Выборы в муниципалитеты назначает Президент Азербайджанской Республики. О назначении выборов официально публикуется Указ Президента Азербайджанской Республики.
Голосование по выборам в муниципалитеты проводится в воскресенье.
Не позднее чем за 120 дней до окончания полномочий муниципалитетов назначаются новые выборы.
Статья 5. Выборы в муниципалитеты
В соответствии с настоящим Законом на основе мажоритарной избирательной системы по избирательным территориям избирается следующее количество членов муниципалитета:
* на территориях с численностью населения менее 500 человек - 5 членов муниципалитета;
* на территориях с численностью населения от 500 до 1000 человек - 7 членов муниципалитета;
* на территориях с численностью населения от 1000 до 5000 человек - 9 членов муниципалитета;
* на территориях с численностью населения от 5000 до 10.000 человек-11 членов муниципалитета;
* на территориях с численностью населения от 10.000 до 20.000 человек-13 членов муниципалитета;
* на территориях с численностью населения от 20.000 до 50.000 человек -15 членов муниципалитета;
* на территориях с численностью населения от 50.000 до 100.000 человек - 17 членов муниципалитета;
* на территориях с численностью населения от 100.000 до 300.000 человек-19 членов муниципалитета.
Статья 6. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов
Мероприятия, связанные с подготовкой и проведением выборов в муниципалитеты, финансируются за счет средств государственного бюджета Азербайджанской Республики и муниципального бюджета.
Арендная плата за пользование зданиями и инвентарем негосударственных организаций и предприятий для работы избирательных комиссий выплачивается за счет средств государственного бюджета Азербайджанской Республики и муниципального бюджета.
Средства государственного бюджета Азербайджанской Республики и муниципального бюджета не могут быть использованы для обеспечения выдвижения кандидатов в члены муниципалитета и проведения агитации за них, кроме исключений, предусмотренных настоящим Законом.
Глава II. Организация выборов в муниципалитеты
Статья 7. Система избирательных комиссий по выборам в муниципалитеты
Органы, обеспечивающие подготовку и проведение выборов в муниципалитеты, следующие:
* Центральная избирательная комиссия Азербайджанской Республики (далее будет именоваться "Центральная избирательная комиссия");
* территориальные избирательные комиссии по выборам в муниципалитеты (далее будут именоваться "территориальные избирательные комиссии");
* участковые избирательные комиссии по выборам в муниципалитеты (далее будут именоваться "участковые избирательные комиссии").
Статья 8. Организация Центральной избирательной комиссии
Центральная избирательная комиссия организуется согласно соответствующему Закону Азербайджанской Республики.
Статья 9. Полномочия Центральной избирательной комиссии
Центральная избирательная комиссия:
* контролирует во время выборов соблюдение законности, обеспечивает одинаковое применение настоящего Закона;
* принимает инструкции и другие документы, связанные с вопросами применения настоящего Закона, организует учебные семинары для членов избирательных комиссий;
* устанавливает порядок нумерации избирательных участков;
* утверждает образцы избирательных бюллетеней, списков избирателей и других избирательных документов и организует их печатание;
* утверждает образцы печатей избирательных комиссий, порядок отправки и охраны избирательных документов;
* распределяет средства, выделенные из государственного бюджета Азербайджанской Республики для финансового обеспечения выборов, и контролирует их целевое расходование;
* заслушивает информации государственных органов, связанные с подготовкой к выборам;
* устанавливает правила публикации в печати предвыборных агитационных материалов;
* рассматривает поступившие жалобы и своевременно отвечает жалобщику;
* на основании представления территориальной избирательной комиссии принимает решение о проведении повторных и дополнительных выборов;
* принимает решения о проведении дополнительных выборов;
* осуществляет другие полномочия, вытекающие из настоящего Закона.
Статья 10. Организация территориальных избирательных комиссий
Территориальная избирательная комиссия организуется не позднее чем за 95 дней до дня выборов в составе 9 членов из граждан Азербайджанской Республики, обладающих избирательным правом.
Члены территориальных избирательных комиссий не должны состоять ни в каких политических партиях.
Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной избирательной комиссии избираются на ее первом заседании из числа членов комиссии путем тайного голосования простым большинством голосов.
Территории, на которых организуются муниципалитеты, определяются Законом Азербайджанской Республики.
Состав территориальной избирательной комиссии определяется среди кандидатов, выдвинутых на соответствующей территории общественными объединениями, местными организациями политических партий и собранием избирателей по месту жительства, путем жеребьевки, проводимой в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией. В целях проведения жеребьевки для формирования состава территориальных избирательных комиссий организуются районные, городские (городские районы) комиссии по жеребьевке, состоящие из трех человек. Правила организации комиссий по жеребьевке устанавливает Центральная избирательная комиссия.
Жеребьевка между кандидатами, выдвинутыми общественными объединениями, местными организациями политических партий и собраниями избирателей по месту жительства, может быть проведена в том случае, если количество данных кандидатов не меньше 11. В исключительных случаях кандидаты, оставшиеся в необходимом для проведения жеребьевки количестве, указываются комиссией по жеребьевке. Центральная избирательная комиссия утверждает образцы документов о выдвижении общественными объединениями, местными организациями политических партий и собраниями избирателей по месту жительства кандидатов в члены территориальной избирательной комиссии не позднее чем за 110 дней до дня выборов.
Каждая политическая партия, выдвинувшая кандидата в члены муниципалитета, может назначить в состав территориальной избирательной комиссии одного члена, обладающего равными с другими членами комиссии полномочиями.
В случае, если несколько политических партий выдвинут в члены муниципалитета одного и того же кандидата, то они на основании договоренности между собой могут назначить в территориальную избирательную комиссию только одного члена. В случае ликвидации на основании требований настоящего Закона регистрации кандидата, выдвинутого политической партией в члены муниципалитета, полномочия членов, назначенных политической партией в состав территориальной избирательной комиссии, прекращаются после вынесения соответствующего решения.
Члены территориальной избирательной комиссии получают удостоверение установленной Центральной избирательной комиссией формы.
Статья 11. Полномочия территориальной избирательной комиссии
Территориальная избирательная комиссия:
* контролирует осуществление настоящего Закона на избирательной территории;
* в течение не позднее 3 дней со времени создания информирует избирателей об адресе и номере телефона избирательной комиссии;
* определяет границы избирательных участков;
* формирует участковые избирательные комиссии;
* координирует деятельность участковых избирательных комиссий, рассматривает жалобы (заявления), поступившие в связи с их решениями и деятельностью, принимает обоснованные решения по этим жалобам (заявлениям);
* регистрирует и официально объявляет кандидатов в члены муниципалитета по избирательной территории в случаях, предусмотренных частью третьей статьи 3 настоящего Закона, ликвидирует регистрацию кандидатов в члены муниципалитета;
* регистрирует доверенных лиц кандидатов в члены муниципалитета по избирательной территории и выдает им удостоверения установленной формы;
* указывает в избирательных бюллетенях фамилию, имя, отчество, партийную принадлежность кандидатов в члены муниципалитета;
* контролирует осуществление по избирательной территории равной предвыборной деятельности для кандидатов в члены муниципалитета;
* издает распоряжения по денежным средствам, выделенным избирательной территории для подготовки и проведения выборов, распределяет данные средства между участковыми избирательными комиссиями и контролирует целевое расходование этих средств по избирательной территории;
* обеспечивает участковые избирательные комиссии избирательными бюллетенями и другими документами;
* определяет на основании сведений участковых избирательных комиссий результаты голосования по избирательной территории, информирует об этом избирателей и средства массовой информации;
* представляет не позднее 5 дней Центральной избирательной комиссии заверенную копию итогового протокола относительно результатов голосования по избирательной территории, обеспечивает хранение протоколов и других избирательных документов участковых избирательных комиссий;
* контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, средствами транспорта и связи, решает другие вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением выборов;
* организует проведение повторных и дополнительных выборов;
* осуществляет в соответствии с настоящим Законом другие полномочия;
* полномочия территориальных избирательных комиссий сохраняются в течение срока полномочий муниципалитетов.
Статья 12. Организация участковых избирательных комиссий
Участковые избирательные комиссии организуются соответствующими территориальными избирательными комиссиями не позднее чем за 80 дней до дня выборов в составе 7 членов.
Члены участковых избирательных комиссий не должны состоять ни в какой политической партии.
Состав участковых избирательных комиссий определяется среди кандидатов, выдвинутых на соответствующей территории общественными объединениями, местными организациями политических партий и собраниями избирателей этой территории путем жеребьевки, проводимой в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией.
Жеребьевка между кандидатами, выдвинутыми общественными объединениями, местными организациями политических партий и собраниями избирателей по месту жительства, может быть проведена в том случае, если количество данных кандидатов не меньше 9. В исключительных случаях кандидаты, оставшиеся в необходимом для проведения жеребьевки количестве, указываются соответствующей территориальной избирательной комиссией. Центральная избирательная комиссия утверждает образцы документов о выдвижении общественными объединениями, местными организациями политических партий и собраниями избирателей по месту жительства кандидатов в члены участковой избирательной комиссии не позднее чем за 110 дней до дня выборов.
Каждая политическая партия, выдвинувшая кандидата в члены муниципалитета, может назначить в состав участковой избирательной комиссии одного члена, обладающего равными с другими членами полномочиями. На этих членов распространяются требования части седьмой статьи 10 настоящего Закона.
Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются на ее первом заседании из числа членов комиссии путем тайного голосования простым большинством голосов.
Территориальная избирательная комиссия выдает членам участковой избирательной комиссии удостоверения установленной формы.
Статья 13. Полномочия участковой избирательной комиссии
Участковая избирательная комиссия:
* в течение не позднее 3 дней со времени создания информирует избирателей об адресе, номере телефона, времени работы участковой избирательной комиссии, а также дне и месте голосования;
* уточняет списки избирателей по избирательному участку;
* создает условия для знакомства избирателей со списками избирателей, рассматривает заявления о неправильностях и ошибках в списке и принимает безотлагательные меры по их устранению;
* обеспечивает подготовку помещений для голосования, изготовление избирательных урн и другого инвентаря;
* контролирует соблюдение правил размещения на территории избирательного участка предвыборных агитационных материалов;
* в день голосования организует голосование на избирательном участке;
* определяет результаты голосования и итоги выборов по избирательному участку, представляет информацию об этом территориальной избирательной комиссии;
* осуществляет в соответствии с настоящим Законом другие полномочия.
Статья 14. Статус члена избирательной комиссии
Кандидаты в члены муниципалитета, их доверенные лица, наблюдатели не могут быть членом избирательной комиссии.
Член избирательной комиссии:
* заведомо извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии;
* принимает участие в заседании избирательной комиссии, выступает с предложениями по вопросам, относящимся к полномочиям комиссии, участвует в голосовании по этим вопросам;
* может задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы по повестке дня заседания, может получать ответы на эти вопросы по существу;
* обладая правом знакомиться со всеми документами соответствующей и нижестоящей избирательной комиссии, может получить заверенные копии этих документов.
Член избирательной комиссии может быть досрочно освобожден от членства в комиссии с принятием соответствующего решения в следующих случаях:
* при отказе в письменной форме от своих полномочий;
* при утрате гражданства Азербайджанской Республики;
* при членстве в политической партии;
* при наличии в отношении его вступившего в законную силу обвинительного приговора суда;
* при наличии вступившего в законную силу соответствующего решения суда о недееспособности или признании ограниченной дееспособности, либо объявлении его пропавшим без вести или погибшим.
При досрочном освобождении члена избирательной комиссии от своих обязанностей, в соответствии с требованиями настоящего Закона для избрания нового члена комиссии выдвигаются кандидатуры и проводится жеребьевка. В этом случае на каждое вакантное место члена комиссии должно быть выдвинуто не меньше двух кандидатов.
Заработная плата члена избирательной комиссии, освобожденного от основной работы на период подготовки и проведения выборов, выплачивается за счет государственных средств, выделенных для выборов.
Член избирательной комиссии во время осуществления полномочий не может быть освобожден по инициативе работодателя от своих обязанностей, либо переведен без его согласия на другую работу.
В период проведения выборов член избирательной комиссии не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия прокурора соответствующей территории, либо подвержен определенным в судебном порядке мерам административного взыскания.
В период выборов члены избирательных комиссий пользуются правом бесплатного проезда по соответствующей избирательной территории на всех видах общественного транспорта, за исключением такси и заказных рейсов. Расходы за проезд на территории страны оплачиваются за счет средств, выделенных Центральной избирательной комиссией.
Статья 15. Гласность в деятельности избирательных комиссий. Участие наблюдателей в выборах
Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто.
Наблюдатели прошедших государственную регистрацию общественных объединений (организаций), а также политических партий, наблюдатели зарубежных стран (международных организаций) (далее будут именоваться "наблюдатели") и представители средств массовой информации имеют право участвовать в порядке, предусмотренном законодательством Азербайджанской Республики, в заседаниях избирательных комиссий и осуществляемых избирательными комиссиями других мероприятиях по выборам, определенных настоящим Законом. Наблюдатели и представители средств массовой информации должны быть заведомо извещены о проведении мероприятий по выборам.
Наблюдатели проходят аккредитацию в Центральной избирательной комиссии, о чем им выдаются соответствующие документы.
Наблюдатели и представители средств массовой информации имеют право находиться в день выборов на избирательных участках с начала работы участковых избирательных комиссий до завершения оформления документов по результатам голосования.
Решения соответствующих избирательных комиссий без задержки публикуются в печати, объявляются по другим средствам массовой информации или доводятся до внимания избирателей иными методами.
Территориальные и участковые избирательные комиссии информируют избирателей о результатах регистрации кандидатов в члены муниципалитета, их биографии, о результатах голосования за каждого кандидата, а также итогах выборов.
Полномочия наблюдателя должны быть утверждены письменным документом назначившим его общественным объединением (организацией) или политической партией. В этом документе должны быть указаны фамилия, имя, отчество, местожительство наблюдателя, номер избирательного участка (номера избирательных участков), куда он будет направлен. Данный документ действителен при предъявлении вместе с удостоверением личности (паспортом) и документом об аккредитации. Предварительного предупреждения о направлении наблюдателя на избирательный участок не требуется.
Наблюдатели могут получить итоговый протокол территориальных и участковых избирательных комиссий о результатах голосования. В этом случае пустой бланк итогового протокола заполняется наблюдателем и заверяется секретарем комиссии.
Наблюдатель обладает также и следующими правами по избирательному участку:
* присутствовать при голосовании избирателей, которые по состоянию здоровья или другим уважительным причинам не смогли явиться на место голосования;
* обращаться в участковую избирательную комиссию с предложениями и замечаниями;
* обжаловать в территориальной избирательной комиссии действия (бездействие) участковой избирательной комиссии и ее членов.
Наблюдателям не разрешается незаконно вмешиваться в работу участковой избирательной комиссии.
Замечания и предложения наблюдателей рассматриваются председателем участковой избирательной комиссии, а при необходимости - на заседаниях участковой избирательной комиссии.
Статья 16. Организация деятельности избирательных комиссий
Заседание Центральной избирательной комиссии полномочно, если на заседании присутствуют не менее двух третей его членов.
Заседание других избирательных комиссий полномочно, если на заседании присутствуют более половины членов. Если при принятии решения на заседаниях избирательной комиссии окажется равное количество проголосовавших "за" и "против", решающим считается голос председателя избирательной комиссии. Председатель избирательной комиссии голосует в последнюю очередь.
Решения, принятые избирательными комиссиями в пределах своих полномочий, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.
Решения избирательных комиссий принимаются простым большинством голосов членов, присутствующих на их заседаниях.
На первом заседании избирательной комиссии председательствует самый старший по возрасту член избирательной комиссии, и на него распространяются требования части второй данной статьи.
Члены избирательной комиссии оповещаются о заседании избирательной комиссии секретарем комиссии не позднее чем за 24 часа до проведения заседания.
Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии.
Член комиссии, не согласный с решением избирательной комиссии, имеет право в письменной форме изложить свое особое мнение. Председатель избирательной комиссии должен в течение 3 дней со времени поступления данного мнения, а в день выборов - немедленно, направить его в вышестоящую избирательную комиссию. Решения, принятые избирательной комиссией вопреки законодательству и с превышением установленных полномочий, могут быть отменены вышестоящей избирательной комиссией или соответствующим судом.
Заседание избирательной комиссии созывается и проводится председателем комиссии или по его поручению - заместителем.
При рассмотрении на заседаниях избирательных комиссий жалоб (заявлений) могут присутствовать представители заинтересованной стороны.
Работники секретариата избирательной комиссии принимаются на работу в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией.
Заработная плата членам избирательной комиссии и работникам секретариата выплачивается в пределах средств, выделенных для деятельности избирательных комиссий, в порядке и сумме, установленными Центральной избирательной комиссией.
В период подготовки и проведения выборов избирательные комиссии могут временно создавать штаты в пределах выделенных им бюджетных средств.
Статья 17. Оказание помощи деятельности избирательных комиссий
Органы государственной власти, муниципалитеты, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации, а также их должностные лица должны оказывать избирательным комиссиям помощь в осуществлении ими полномочий, установленных настоящим Законом.
Органы государственной власти, муниципалитеты, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации, а также их должностные лица должны в течение 3 дней, а в неотложных случаях - немедленно, ответить на обращения избирательных комиссий, связанные с осуществлением полномочий, установленных настоящим Законом, и представить на основании этих обращений необходимую им информацию.
Статья 18. Обжалование решений и действий избирательных комиссий
Решения (акты) Центральной избирательной комиссии и ее должностных лиц могут быть обжалованы в Верховном суде Азербайджанской Республики в течение 3 дней, если настоящим Законом не предусмотрены другие сроки.
Решения и противоречащие закону действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящей избирательной комиссии или в соответствующем суде в течение 3 дней, если настоящим Законом не предусмотрены другие сроки. Если избирательная комиссия и соответствующий суд примут по одной и той же жалобе различные по существу решения, то в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики решение суда обладает более действенной юридической силой.
Предварительно обращаться в вышестоящую избирательную комиссию для обращения в суд необязательно.
Поступившие в суд жалобы (заявления) рассматриваются в сроки, установленные настоящим Законом.
Жалобы (заявления), поступившие в ходе выборов в вышестоящую избирательную комиссию, рассматриваются с вынесением решения в течение 5 дней со времени поступления, а в неотложном случае - в день выборов.
Если факты, указанные в жалобе (заявлении), требуют дополнительной проверки, то эта жалоба (заявление) рассматривается в течение 10 дней.
Вышестоящая избирательная комиссия может принять самостоятельное решение по существу жалобы (заявления) и отменить в этом случае, если потребуется, решение нижестоящей избирательной комиссии.
Суды должны рассматривать жалобы (заявления) своевременно, в том числе в воскресные дни.
Статья 19. Организация избирательных участков
Для организации голосования избирателей и подсчета голосов на выборах в муниципалитеты создаются избирательные участки.
Избирательные участки организуются соответствующей территориальной избирательной комиссией с учетом местных условий в целях создания для избирателей максимума удобств не позднее 80 дней до дня выборов.
Избирательные участки создаются с учетом следующих требований:
Каждый избирательный участок должен охватывать не меньше 50 и не больше 1500 избирателей. В случае, если количество избирателей окажется меньше 50 человек, решением территориальной избирательной комиссии в качестве исключения может быть организован избирательный участок.
Военнослужащие (за исключением находящихся на срочной действительной воинской службе), постоянно проживающие на соответствующей территории, голосуют на общих избирательных участках.
Статья 20. Список избирателей и порядок его составления
Участковая избирательная комиссия составляет список избирателей на основании сведений, представленных в установленной форме соответствующим органом исполнительной власти.
Периодическое уточнение состояния сведений о зарегистрированных избирателях на 1 января и 1 июля каждого года осуществляет соответствующий орган исполнительной власти. Соответствующий орган исполнительной власти направляет сведения об избирателях в участковую избирательную комиссию не позднее чем за 40 дней до дня выборов.
Список избирателей составляется на основании адресов избирателей в алфавитном или другом порядке (по населенным пунктам, улицам, домам).
В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (для 18-летних избирателей - дополнительно день и месяц рождения) и адрес местожительства избирателя.
Список избирателей, являющихся военнослужащими воинской части, а также список членов их семей и других избирателей, проживающих на территории размещения воинской части, составляется командиром воинской части в сроки и порядке, установленные настоящим Законом.
Списки избирателей составляются по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией, в 3 экземплярах и подписываются председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. 2 экземпляра списка избирателей остаются в участковой избирательной комиссии. Третий же экземпляр не позднее чем за 16 дней до дня выборов передается в соответствующую территориальную избирательную комиссию.
Статья 21. Порядок включения граждан в список избирателей
В соответствии со статьей 56 Конституции Азербайджанской Республики в списки избирателей включаются обладающие избирательным правом граждане Азербайджанской Республики, достигшие 18-летнего возраста и старше.
Для включения граждан в список избирателей за основание берется факт их проживания на территории соответствующего избирательного участка в соответствии с законом, устанавливающим право их свободного передвижения, свободного выбора места жительства.
Избиратель должен быть включен в избирательный список по одному избирательному участку.
Контроль за включением избирателя в избирательный список только по одному избирательному участку осуществляют в пределах своих полномочий соответствующие избирательные комиссии.
Избиратели, находящиеся в день выборов в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, других стационарных лечебно-профилактических учреждениях или других местах временного пребывания, расположенных на территории соответствующего избирательного участка, и проживающие на территории данного участка, включаются в список избирателей по месту нахождения.
Списки избирателей утверждаются участковой избирательной комиссией не позднее чем за 30 дней до дня выборов. Если после ознакомления со списком избирателей выяснится, что избиратель, проживающий на территории избирательного участка, по той или иной причине не включен в список избирателей, он на основании документов, удостоверяющих проживание на данной территории и личность (удостоверение личности или паспорт), включается участковой избирательной комиссией в дополнительный список избирателей.
Статья 22. Ознакомление избирателей со списками избирателей
Списки избирателей представляются для общего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня выборов. Списки избирателей вывешиваются для ознакомления с ними в удобном месте.
Каждый гражданин имеет право поставить в известность участковую избирательную комиссию о невключении в список избирателей, а также об имеющихся в списке недочетах и ошибках.
Участковая избирательная комиссия должна проверить имеющиеся в жалобе (заявлении) сведения, устранить выявленные недостатки или дать избирателю в течение 24 часов письменный ответ с указанием причин неудовлетворения жалобы (заявления).
Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящей избирательной комиссии или суде. В подобных случаях суд должен рассмотреть жалобу (заявление) в течение 3 дней, а в день выборов - безотлагательно.
Полученное заявителем решение об исправлении в списке избирателей безотлагательно исполняется участковой избирательной комиссией.
Внесение изменений в списки избирателей после подсчета голосов избирателей запрещается.
Глава III. Порядок выдвижения кандидатов в члены муниципалитета
Статья 23. Право выдвижения кандидатом в члены муниципалитета
Каждый гражданин Азербайджанской Республики, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий на соответствующей избирательной территории, может в соответствии с требованиями настоящего Закона выдвинуть свою кандидатуру в члены муниципалитета.
Лица, постоянно проживающие на соответствующей избирательной территории, могут быть выдвинуты в соответствии с требованиями настоящего Закона кандидатами в члены муниципалитета политическими партиями, прошедшими регистрацию в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики, инициативными группами избирателей.
Статья 24. Порядок выдвижения кандидата в члены муниципалитета и сбор подписей избирателей
Для регистрации в качестве кандидата в члены муниципалитета каждый гражданин, кандидатура которого выдвинута, должен собрать на территории с населением свыше 100.000 человек - 500 подписей избирателей;
* на территории с населением свыше 50.000 человек - 250;
* на территории с населением свыше 20.000 человек - 125;
* на территории с населением свыше 10.000 человек - 60;
* на территории с населением свыше 5000 человек - 30;
* на территории с населением менее 5000 человек - 15 подписей избирателей.
Партиям, выдвинувшим кандидатуры в члены муниципалитета, инициативным группам избирателей, политическим партиям и гражданам, выдвинувшим свои кандидатуры, выдаются листы подписи, изготовленные в указанной в приложении № 1 настоящего Закона форме.
Избиратели имеют право подписаться в защиту нескольких кандидатов в члены муниципалитета. В этом случае указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения (лицам, достигшим 18-летнего возраста, - дополнительно месяц и день рождения), место жительства, серия и номер удостоверения личности (паспорта) избирателя, а также дата подписей. В каждом листке подписей указывается название района (города, городского района), где собираются подписи. Подписи избирателей могут собираться лишь по месту их жительства.
Принуждение избирателя со стороны лица, собирающего подписи, к подписанию листа и привлечение его с этой целью на свою сторону не допускается.
Листы подписи, собранные для защиты кандидата в члены муниципалитета, и заявление кандидата о согласии быть выдвинутым кандидатом в муниципалитеты по избирательной территории представляются территориальной избирательной комиссии не позднее чем за 30 дней до дня выборов до 18 часов. Территориальная избирательная комиссия выдает письменный документ, подтверждающий принятие документов.
Статья 25. Документы оповещения о выдвижении кандидатов
Граждане Азербайджанской Республики, выдвинувшие свои кандидатуры в члены муниципалитета, должны представить территориальной избирательной комиссии следующие документы оповещения:
1) заявление о выдвижении кандидатом в члены муниципалитета по избирательной территории в форме, установленной Центральной избирательной комиссией;
2) листы подписей с установленным настоящим Законом количеством подписей избирателей.
Политические партии, выдвигающие кандидатов в члены муниципалитета, и инициативные группы избирателей должны представить территориальной избирательной комиссии следующие документы оповещения:
1) соответствующий документ политической партии о выдвижении кандидата в члены муниципалитета;
2) утвержденный в соответствующем порядке протокол о создании инициативной группы и выдвижении кандидата в члены муниципалитета;
3) письменное согласие кандидатов относительно выдвижения их кандидатуры по избирательной территории в установленной Центральной избирательной комиссией форме;
4) листы подписей с установленным настоящим Законом количеством подписей избирателей.
Представление документов оповещения начинается за 55 дней и завершается за 30 дней до выборов.
Статья 26. Регистрация кандидата в члены муниципалитета
После принятия необходимых документов территориальная избирательная комиссия в течение 3 дней проверяет соответствие документов кандидата требованиям закона, не позднее чем за 25 дней до дня выборов, принимает решение о регистрации кандидата, либо отказывает кандидату в регистрации.
Не позднее чем за 24 дня до выборов территориальная избирательная комиссия объявляет список кандидатов, выдвинутых в члены муниципалитета.
День регистрации кандидатов считается днем начала предвыборной агитационной кампании.
В случае нарушения требований законодательства кандидату в члены муниципалитета может быть отказано в регистрации.
Территориальная избирательная комиссия должна вынести обоснованное решение об отказе кандидату в регистрации. Лицо, желающее зарегистрироваться в качестве кандидата, оповещается о данном решении. Решение о регистрации кандидатов в члены муниципалитета или отказе от регистрации может быть обжаловано в соответствующем суде в течение 48 часов. Данная жалоба рассматривается в течение 2 дней, и соответствующим судом выносится окончательное решение.
Каждому зарегистрированному кандидату территориальной избирательной комиссией выдается удостоверение с указанием даты выдачи и срока действия.
Глава IV. Статус кандидатов в члены муниципалитета
Статья 27. Равенство прав и обязанностей кандидатов в члены муниципалитета
Лица, зарегистрированные как кандидаты в члены муниципалитета, обладают равными правами и имеют одинаковые обязанности.
Статья 28. Права и обязанности кандидатов в члены муниципалитета
Кандидаты в члены муниципалитета имеют право со дня регистрации по день официальной публикации итогов выборов быть освобожденными на основании личных заявлений от работы, срочной действительной воинской службы.
Кандидат в члены муниципалитета, начиная со дня регистрации по день объявления итогов выборов, не может быть освобожден от работы по инициативе работодателя, не может быть переведен без его согласия на другую работу или должность, на другое место работы, не может быть отправлен в отпуск, не может быть призван на воинскую службу или военные сборы.
Период участия кандидата в члены муниципалитета в выборах включается в стаж работы по специальности со дня регистрации.
Кандидат в члены муниципалитета пользуется правом бесплатного проезда на всех видах общественного транспорта (за исключением такси и заказных рейсов) по соответствующей избирательной территории со дня регистрации по день официальной публикации итогов выборов. Кандидат имеет право снять свою кандидатуру в любое время не позднее чем за 48 часов до выборов.
У кандидата в члены муниципалитета может быть 5 доверенных лиц. Территориальная избирательная комиссия в течение 3 дней регистрирует граждан на основании их письменного заявления о согласии быть доверенным лицом кандидата в члены муниципалитета.
Лицо, ставшее доверенным лицом, получает в территориальной избирательной комиссии удостоверение установленной формы, проводит агитацию в целях помощи избранию кандидата и осуществляет деятельность в соответствии с настоящим Законом. Кандидат в любое время может отозвать уполномоченное им доверенное лицо. Кандидат сообщает об этом в территориальную избирательную комиссию, которая аннулирует выданное данному лицу удостоверение доверенного лица.
Кандидат в члены муниципалитета не может быть привлечен к уголовной ответственности и арестован на соответствующей избирательной территории без согласия прокурора, а также не может быть подвержен установленному в судебном порядке административному взысканию. В случае согласия на это прокурор должен немедленно информировать об этом территориальную избирательную комиссию.
Глава V. Предвыборная агитация на выборах в муниципалитеты
Статья 29. Предвыборная агитация и сроки ее проведения
Граждане Азербайджанской Республики, кандидаты в члены муниципалитета, их доверенные лица, политические партии, инициативные группы избирателей могут беспрепятственно проводить предвыборную агитацию. Согласно статье 47 Конституции Азербайджанской Республики они полностью свободны в осуществлении предвыборной агитации в средствах массовой информации.
Проведение нижеуказанными предвыборной агитации, распространение ими предвыборных материалов или пропаганда кандидата в члены муниципалитета запрещается:
* органы государственной власти, муниципалитеты;
* воинские части, военные предприятия, учреждения и организации;
* религиозные структуры;
* члены избирательных комиссий.
Предвыборная агитация начинается в день регистрации кандидатов и завершается за день до выборов в 24.00. В день выборов всякая предвыборная агитация запрещается. Вывешенные и наклеенные прежде агитационные печатные материалы сохраняются на своих местах, за исключением помещений избирательных комиссий.
Предвыборная агитация может проводиться:
* в средствах массовой информации;
* путем массовых предвыборных мероприятий (предвыборные собрания, встречи с избирателями, открытые дебаты, дискуссии, митинги, демонстрации, другие мероприятия);
* выпуском или распространением печатных материалов;
* распространением аудиозаписей и других пропагандистских материалов;
* в других не запрещенных законом формах.
Проведение предвыборной агитации путем выдачи гражданам товаров или оказания услуг бесплатно либо на льготных условиях (кроме информационных услуг), оплаты ценных бумаг, а также выплаты денежных средств запрещается.
Кандидатам в члены муниципалитета, являющимся должностными лицами средств массовой информации, доверенным лицам или журналистам, являющимся членами избирательных комиссий, запрещается проводить предвыборную агитацию через средства массовой информации, где они работают.
Статья 30. Недопущение злоупотребления правом проведения предвыборной агитации
При проведении предвыборной агитации не следует допускать злоупотребления свободной информацией. В предвыборных теле-, радиопрограммах, пропагандистских материалах, на собраниях, митингах, в средствах массовой информации, выступлениях не должны звучать призывы к нарушению и изменению силой основ конституционного строя государства.
Агитация в пользу социальных, расовых, национальных, религиозных или языковых преимуществ, выпуск и распространение информации и материалов, призывающих к социальной, расовой, национальной и религиозной неприязни, запрещается.
Выдача избирателям кандидатами в члены муниципалитета денежных средств, подарков, ценных предметов, осуществление продажи товаров по льготным ценам для предвыборных организационных мероприятий (дежурство в избирательных участках, сбор подписей и другая подобная работа), бесплатная выдача товаров, оказание бесплатных или льготных услуг (кроме информационных услуг) и другие подобные действия, за исключением выдачи опубликованных материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, запрещаются.
Избирательные комиссии контролируют проведение агитации в порядке, установленном законом.
При поступлении информации о противозаконных выступлениях или противозаконных агитационных материалах избирательные комиссии должны принять меры для пресечения противозаконной агитации, обратиться с представлением в соответствующие государственные органы в целях устранения подобной агитационной деятельности.
Статья 31. Предвыборная агитация по телевидению и радио
Для осуществления предвыборной агитации прошедшие в установленном законом порядке регистрацию кандидаты в члены муниципалитета, их доверенные лица, политические партии, инициативные группы избирателей имеют право использовать в установленном Центральной избирательной комиссией порядке государственные, муниципальные и частные телевизионные и радиоканалы.
Предвыборная агитация по радио и телевидению проводится в виде открытых массовых обсуждений, заседаний "круглого стола", пресс-конференций, выступлений, политических реклам и в других не запрещенных законом формах.
Прерывать телерадиопередачи, посвященные предвыборной агитации, рекламами товаров, работ и услуг запрещается.
Если должностные лица, творческие работники государственных телерадиоструктур, должностные лица редакций средств массовой информации, журналисты являются кандидатами в члены муниципалитета или доверенными лицами кандидатов, их участие в освещении выборов в средствах массовой информации или радиопрограммах (передачах), где они работают, запрещается.
Статья 32. Предвыборная агитация в периодической печати
Публиковать в периодической печати, где публикуются официальная информация и материалы органов законодательной, исполнительной, судебной власти и муниципалитетов, предвыборные агитационные материалы кандидатов в члены муниципалитета, политических партий, инициативных групп избирателей, запрещается.
Правила публикации в печати предвыборных материалов устанавливает Центральная избирательная комиссия.
Статья 33. Условия проведения предвыборных собраний. Встречи с избирателями
Государственные органы и муниципалитеты должны помогать кандидатам в члены муниципалитета, политическим партиям, инициативным группам избирателей в организации предвыборных собраний, встреч избирателей с кандидатами и их доверенными лицами.
Вопрос отведения места для проведения таких встреч и собраний должен решаться территориальными избирательными комиссиями в течение 3 дней.
Места, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности государственных предприятий, учреждений и организаций и пригодные для проведения массовых избирательных мероприятий, по требованию территориальной избирательной комиссии и в установленные ею сроки бесплатно предоставляются для встреч кандидатов в члены муниципалитета или их доверенных лиц с избирателями.
В этих случаях территориальные избирательные комиссии должны создать равные возможности для всех кандидатов, политических партий и инициативных групп избирателей. Здания и сооружения, включенные в объекты культуры особого назначения, не могут быть предоставлены в этих целях.
Статья 34. Распространение изданных пропагандистских материалов
Кандидаты в члены муниципалитета, политические партии, инициативные группы избирателей могут беспрепятственно выпускать плакаты, листы и другие печатные материалы пропагандистского характера. В этих материалах должна быть информация об организациях и лицах, ответственных за их выпуск.
Подготовка и распространение анонимных печатных материалов в пропагандистских целях запрещается.
Напечатанные пропагандистские материалы могут быть вывешены в каждом помещении, здании, других объектах с согласия владельцев этих помещений, зданий, других объектов. Наклеивать пропагандистские материалы на памятниках, вывешивать их в местах исторического, культурного и архитектурного значения, а также на зданиях избирательных комиссий запрещается.
Территориальная избирательная комиссия не позднее чем за 25 дней до дня выборов должна, согласовав с соответствующим органом исполнительной власти, отвести специальные места для вывешивания и наклеивания напечатанных пропагандистских материалов. Эти места должны быть удобны для посещений избирателей. Количество их должно быть не менее одного на территории каждого избирательного участка. Кандидатам в члены муниципалитета, политическим партиям, инициативным группам избирателей должна быть отведена равная площадь для вывешивания и наклеивания пропагандистских материалов.
Избирательная комиссия, которой стало известно о распространении напечатанных анонимных или фальшивых пропагандистских материалов, должна принять меры для пресечения этой деятельности и обратиться в соответствующие органы для устранения противозаконной агитационной деятельности.
Статья 35. Финансирование предвыборной агитации
Предвыборная агитация финансируется за счет средств лиц, кандидатура в члены муниципалитета которых зарегистрирована.
Средства, собранные для финансирования предвыборной агитации, хранятся на специальных счетах, открытых в соответствующих отделениях банков. Итоговый отчет о расходовании этих средств представляется территориальной избирательной комиссии в течение 7 дней после официального объявления итогов выборов.
Финансирование предвыборной агитации иностранными государствами, иностранными юридическими лицами, международными организациями, иностранцами и лицами без гражданства запрещается. Средства, поступившие от этих субъектов на счет кандидата, переводятся в государственный бюджет.
Регистрация кандидата, предвыборная агитация которого финансируется из запрещенных источников, ликвидируется территориальной избирательной комиссией.
Если кандидат, предвыборная агитация которого финансировалась из запрещенных источников, оказался избранным членом муниципалитета, результаты выборов считаются территориальной избирательной комиссией недействительными, и в установленном настоящим Законом порядке назначаются дополнительные выборы.
Глава VI. Голосование на выборах в муниципалитеты и определение результатов выборов
Статья 36. Помещение для голосования
Соответствующий орган исполнительной власти безвозмездно отводит участковым избирательным комиссиям помещения для голосования. Голосование проводится в зале, где для этого должны быть отведены небольшие помещения, подготовлены места (кабины) для обеспечения тайного голосования.
В кабинах для тайного голосования должен быть установлен стол и положены необходимые принадлежности. Использование карандашей для голосования запрещается.
Участковая избирательная комиссия устанавливает в помещении для голосования или перед ним стенды с вывешенными или наклеенными информационными материалами о кандидатах, образцами избирательных бюллетеней.
В информационных материалах о кандидатах не должно быть призывов пропагандистского характера. В размещенном на стенде образце заполненного избирательного бюллетеня не должно быть фамилии, имени и отчества кандидатов.
Статья 37. Избирательный бюллетень
На выборах в муниципалитеты каждый избиратель получает один бюллетень. Не позднее чем за 40 дней до дня выборов Центральная избирательная комиссия утверждает образец избирательного бюллетеня.
Текст избирательного бюллетеня размещается лишь на одной его стороне. В избирательном бюллетене должны быть указаны в алфавитном порядке фамилия, имя, отчество, партийная принадлежность кандидатов.
Справа от информации о кандидате находится пустой квадрат.
В каждом избирательном бюллетене должно быть разъяснение о порядке его заполнения.
В целях ведения учета выданных избирателям избирательных бюллетеней в левом углу избирательного бюллетеня обозначается линия отрыва.
Избирательные бюллетени печатаются решением Центральной избирательной комиссии не позднее чем за 30 дней до дня выборов.
Не позднее чем за 48 часов до дня выборов участковые избирательные комиссии получают избирательные бюллетени в территориальных избирательных комиссиях. Количество избирательных бюллетеней не должно превышать количества избирателей, включенных в список избирателей по избирательному участку, более чем на 0,5 процента. Получение участковыми избирательными комиссиями избирательных бюллетеней в территориальных избирательных комиссиях осуществляется с участием наблюдателей.
В правом верхнем углу избирательного бюллетеня должны быть подписи двух членов участковой избирательной комиссии, заверенные ее печатью.
Избирательные бюллетени, не заверенные участковой избирательной комиссией, считаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.
Если после подготовки избирательных бюллетеней некоторые кандидаты окажутся за чертой выборов, фамилии этих кандидатов исключаются из избирательных бюллетеней в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией.
Статья 38. Порядок голосования
Голосование в день выборов проводится с 8 до 20 часов.
Участковые избирательные комиссии не позднее чем за 20 дней до дня выборов должны известить избирателей через средства массовой информации или другими способами о месте и времени голосования.
Участковые избирательные комиссии избирательных участков, созданных в отдаленных труднодоступных местностях, в случае, если все избиратели, включенные в списки избирателей, приняли участие в голосовании, могут дать сведения о досрочном завершении голосования.
В случае, если избиратель установит, что не сможет в день выборов прийти на избирательный участок по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам, он должен не позднее чем за 24 часа до дня выборов сообщить участковой избирательной комиссии о желании голосовать за пределами помещения для голосования.
В день выборов в 8 часов председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым, показывает наблюдателям и запечатывает пустые избирательные урны, затем приглашает членов избирательной комиссии начать голосование.
Получив избирательный бюллетень, избиратель заносит в список избирателей серию и номер удостоверения личности (паспорта).
Серия и номер представленного удостоверения личности (паспорта) могут быть занесены в список избирателей с согласия избирателя членом участковой избирательной комиссии.
Избиратель проверяет достоверность записей и подписывается. В случае, если избиратель не имеет возможности самостоятельно получить бюллетень, он может воспользоваться помощью других лиц, за исключением членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Помогающее избирателю лицо должно подписаться с указанием своей фамилии в графе "подпись избирателя о получении избирательного бюллетеня" списка избирателей.
При выдаче избирателю избирательного бюллетеня левый его угол, намеченный линией отрыва, остается у члена участковой избирательной комиссии. Каждый избиратель голосует лично. Голосовать за других лиц не разрешается.
Избирательный бюллетень заполняется в оснащенной специальным инвентарем для тайного голосования кабине, входить в которую другому не разрешается.
Избиратель, который не имеет возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, может пригласить в кабину для помощи любого человека по своему усмотрению, кроме членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Фамилия этого лица указывается в списке избирателей вместе с подписью избирателя о получении избирательного бюллетеня.
Избиратель делает в квадратах справа от фамилий кандидатов, за которых собирается проголосовать, отметки, равные количеству соответствующих членов муниципалитета или меньше этого количества.
Избирательные урны должны быть установлены на таких местах, которые беспрепятственно просматриваются членами участковой избирательной комиссии и наблюдателями.
Участковая избирательная комиссия должна создать возможность для участия в голосовании всем избирателям, в том числе избирателям, которые по состоянию здоровья или другим уважительным причинам не могут явиться в помещение для голосования. Для этих целей на избирательном участке должны быть переносные избирательные урны в количестве, установленном решением участковой избирательной комиссии.
Избиратель при посещении его не менее 2 членами участковой избирательной комиссии с участием наблюдателей должен еще раз письменно подтвердить свое желание голосовать за пределами помещения для голосования в заявлении, направленном им в участковую избирательную комиссию.
Если избиратель не сообщал в письменной форме о своем желании голосовать за пределами помещения для голосования, он должен написать при членах участковой избирательной комиссии заявление. Избиратель отмечает в своем заявлении и подтверждает подписью получение бюллетеня. В заявлении должны быть указаны сведения об избирателе, которые имеются в списке избирателей.
Члены участковой избирательной комиссии, которые посещают избирателей с переносными избирательными урнами, получают избирательные бюллетени в соответствии с количеством заявлений. Количество избирательных бюллетеней, использованных в связи с заявлениями избирателей и возвращенных обратно, отдельно указывается в составленном акте. Голосование избирателя за пределами избирательного участка одновременно указывается отдельно в списке избирателей. Наблюдатели имеют право присутствовать при голосовании за пределами помещения для голосования. После возвращения членами участковой избирательной комиссии переносной избирательной урны в помещение для голосования, данная урна не вскрывается до подсчета голосов. Голосование за пределами помещения для голосования должно быть организовано так, чтобы избирательные права гражданина, правила тайного голосования или выражения избирателями своей воли не нарушались.
Председатель участковой избирательной комиссии контролирует соблюдение порядка на месте голосования. Распоряжения председателя участковой избирательной комиссии, вытекающие из требований настоящего Закона, обязательны для лиц, находящихся в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя участковой избирательной комиссии в избирательном участке, его заменяет заместитель, а в случае его отсутствия - секретарь комиссии. Член участковой избирательной комиссии, попытавшийся оказать воздействие на выражение избирателем своей воли или нарушивший тайное голосование, отстраняется от работы, а наблюдатель, допустивший аналогичные действия, незамедлительно выводится из помещения. Решение об этом принимает участковая избирательная комиссия.
Нахождение на избирательном участке кого бы то ни было, кроме участвующих в голосовании избирателей, членов избирательной комиссии, наблюдателей, запрещается. Работники органов полиции могут входить в избирательные участки в день голосования только в форме и по решению участковой избирательной комиссии в целях установления общественного порядка. После установления общественного порядка работники органов полиции в форме немедленно должны покинуть избирательный участок.
Если избиратель сообщил о допущенной при заполнении избирательного бюллетеня ошибке, он может просить у члена участковой избирательной комиссии, выдавшего ему избирательный бюллетень, выдать новый избирательный бюллетень вместо испорченного избирательного бюллетеня. В этом случае член избирательной комиссии выдает избирателю новый бюллетень, а в списке избирателей справа от фамилии избирателя делает соответствующую отметку. Испорченный избирательный бюллетень впоследствии ликвидируется, и об этом отдельно составляется акт.
Статья 39. Подсчет голосов на избирательном участке
По завершении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет: "Голосовать могут только избиратели, получившие избирательные бюллетени и находящиеся в помещении для голосования (кабинах)".
До вскрытия избирательных урн неиспользованные избирательные бюллетени подсчитываются и ликвидируются членами участковой избирательной комиссии под наблюдением наблюдателей, находящихся в помещении для голосования.
Количество этих избирательных бюллетеней объявляется и отмечается в итоговом протоколе голосования. Затем председатель участковой избирательной комиссии проверяет целостность печатей и пломб избирательных урн, наглядно ознакомив с этим членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей, вскрывает избирательные урны.
Избирательные урны вскрываются поочередно: вначале переносные избирательные урны, затем непереносные.
В первую очередь подсчитываются избирательные бюллетени в переносных избирательных урнах. Их количество не должно превышать количества заявлений, поданных избирателями для голосования за пределами помещения для голосования. В случае, если при подсчете голосов по переносной избирательной урне общее количество избирательных бюллетеней окажется больше поданных заявлений, все избирательные бюллетени переносной избирательной урны считаются решением участковой избирательной комиссии недействительными. Акт об этом прилагается к итоговому протоколу выборов с указанием фамилий членов участковой избирательной комиссии, обеспечившей проведение голосования за пределами помещения для голосования.
При подсчете голосов избирателей по избирательному участку вначале отделяются избирательные бюллетени неустановленной формы, в том числе неподготовленные официально, не утвержденные участковой избирательной комиссией, а также избирательные бюллетени, признанные недействительными.
Если можно установить, как избиратель выразил в бюллетене свою волю, бюллетень считается действительным. В случае возникновения сомнений в действительности бюллетеня участковая избирательная комиссия решает вопрос путем голосования.
В случае, если принято решение о признании избирательных бюллетеней недействительными, то на их оборотной стороне должны быть указаны причины признания их недействительными. Такие отметки должны быть утверждены не менее чем тремя членами участковой избирательной комиссии.
Недействительные избирательные бюллетени собираются и связываются отдельно.
Председатель участковой избирательной комиссии беспрерывно ведет с участием членов участковой избирательной комиссии подсчет голосов избирателей до подведения итогов прямого голосования. Все члены участковой избирательной комиссии и наблюдатели должны быть ознакомлены с результатами голосования.
Участковая избирательная комиссия составляет протокол о результатах голосования. В протокол включаются следующие сведения относительно результатов голосования:
* общее количество избирателей в списке избирателей (отдельной строкой - избиратели, включенные в дополнительные списки);
* количество избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссии;
* количество бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день выборов;
* количество бюллетеней, выданных избирателям, голосовавшим за пределами помещений для голосования;
* количество ликвидированных избирательных бюллетеней;
* количество избирательных бюллетеней, находящихся в непереносных избирательных урнах (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
* количество бюллетеней, признанных действительными;
* количество бюллетеней, находящихся в переносных избирательных урнах (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
* количество бюллетеней, признанных недействительными (а также отдельными строками - количество бюллетеней неустановленной формы и без всякой отметки);
* фамилия, имя, отчество кандидатов, включенных в избирательные бюллетени, в случае совпадения этих данных - другие сведения по кандидатам;
* количество голосов, поданных за каждого кандидата.
Итоговый протокол о результатах голосования составляется участковой избирательной комиссией с участием членов участковой избирательной комиссии и в присутствии наблюдателей посредством копирования в 3 экземплярах и подписывается членами участковой избирательной комиссии. Результаты голосования отражаются в протоколе как прописью, так и цифрами.
Член участковой избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельными его частями, может приложить к протоколу свое особое мнение; в протоколе делается соответствующая отметка об этом.
Составление протокола о результатах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений не допускается. В случае, если протокол, поступивший от участковой избирательной комиссии, вызовет те или иные сомнения в вышестоящей избирательной комиссии, вышестоящая комиссия может обратиться в соответствующий суд в связи с повторным подсчетом голосов избирателей на данном избирательном участке; решение в связи с подобным обращением суд должен вынести в течение 12 часов.
Повторный подсчет голосов проводится участковой избирательной комиссией с участием членов вышестоящей избирательной комиссии.
К 1-му экземпляру протокола прилагаются поступившие в день голосования в участковую избирательную комиссию жалобы (заявления) в связи с нарушением настоящего Закона и решения, принятые по этому поводу участковой избирательной комиссией. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений участковых избирательных комиссий пришиваются ко 2-му экземпляру протокола.
2-й экземпляр протокола связывается и остается у секретаря участковой избирательной комиссии вместе с запечатанными избирательными бюллетенями, оторванными левыми углами этих бюллетеней, а также списками наблюдателей, присутствовавших при подсчете голосов, представителей средств массовой информации до конца деятельности комиссии.
1-й экземпляр протокола участковой избирательной комиссии направляется после подписания участковой избирательной комиссией в соответствующую территориальную избирательную комиссию не позднее 24 часов после дня выборов, 3-й экземпляр протокола о результатах голосования вывешивается в установленном Центральной избирательной комиссией порядке на избирательном участке с целью общего ознакомления с ним наблюдателей, представителей средств массовой информации.
Документы выборов, включая и избирательные бюллетени, не позднее 10 дней после официального объявления итогов выборов направляются в соответствующую территориальную избирательную комиссию.
Статья 40. Определение территориальной избирательной комиссией результатов голосования
Территориальная избирательная комиссия обобщает все сведения о результатах голосования на основании протоколов участковой избирательной комиссии и не позднее 2 дней после дня выборов определяет результаты голосования на соответствующей территории.
Обобщение сведений, указанных в протоколах участковых избирательных комиссий, члены территориальной избирательной комиссии проводят лично. Территориальная избирательная комиссия составляет протокол о результатах голосования, в этот протокол входят сведения о количестве избирательных участков по территории, количество протоколов, поступивших из участковых избирательных комиссий, и указанные в статье 39 настоящего Закона обобщенные сведения протоколов участковых избирательных комиссий.
Протокол территориальной избирательной комиссии составляется посредством копирования в 3 экземплярах и подписывается всеми членами комиссии. К протоколу прилагается таблица, обобщающая все сведения участковых избирательных комиссий по данной территории. Результаты голосования отражаются в протоколе как прописью, так и цифрами.
Член территориальной избирательной комиссии, не согласный в целом с протоколом или отдельными его частями, может приложить к протоколу свое особое мнение; в протоколе делается об этом соответствующая отметка.
К 1-му экземпляру протокола прилагаются жалобы (заявления), поступившие в территориальную избирательную комиссию в связи с нарушением настоящего Закона, и решения избирательной комиссии по этому поводу. Копии жалоб (заявлений) и заверенные копии решений территориальных избирательных комиссий прилагаются ко 2-му экземпляру протокола. 1-й экземпляр протокола территориальной избирательной комиссии не позднее 72 часов после дня выборов направляется вместе с итоговой таблицей в Центральную избирательную комиссию.
3-й экземпляр протокола о результатах выборов вывешивается в установленном Центральной избирательной комиссией порядке в помещении территориальной избирательной комиссии в целях общего ознакомления с ним наблюдателей и представителей средств массовой информации, 2-й экземпляр протокола, общая таблица, протоколы участковой избирательной комиссии остаются вместе со списками наблюдателей, присутствовавших при составлении протокола голосования и определении результатов голосования, представителей средств массовой информации у секретаря комиссии до окончания деятельности территориальной избирательной комиссии.
Статья 41. Признание выборов в муниципалитеты состоявшимися и избрание членов муниципалитета
Если в выборах в муниципалитеты примут участие не менее 25 процентов избирателей, включенных в списки избирателей по соответствующей избирательной территории, выборы считаются состоявшимися.
Кандидаты, набравшие при голосовании наибольшее количество голосов, соответствующее количеству членов соответствующего муниципалитета по избирательной территории, считаются избранными.
В случае, если несколько кандидатов наберут одинаковое количество голосов, то территориальная избирательная комиссия в целях определения среди них члена муниципалитета не позднее 48 часов после дня выборов проводит между этими кандидатами (с участием их доверенных лиц и наблюдателей) в установленном Центральной избирательной комиссией порядке жеребьевку. Соответствующие документы о проведении жеребьевки, 1-й экземпляр итогового протокола территориальной избирательной комиссии направляются вместе с итоговой таблицей в Центральную избирательную комиссию.
Статья 42. Объявление итогов выборов в муниципалитеты
Центральная избирательная комиссия в течение не позднее 20 дней, начиная со дня выборов, оглашает итоги выборов в муниципалитеты по Азербайджанской Республике.
Статья 43. Удостоверение об избрании в члены муниципалитета
Удостоверение об избрании в члены муниципалитета установленного Центральной избирательной комиссией образца выдается территориальной избирательной комиссией в течение 5 дней после объявления итогов выборов.
Статья 44. Признание выборов недействительными
В случае, если в ходе выборов будет допущено нарушение Закона, оказавшее серьезное влияние на их результаты, территориальная избирательная комиссия принимает решение о признании выборов недействительными.
Статья 45. Повторные выборы
Если муниципальные выборы будут признаны несостоявшимися или недействительными, решением Центральной избирательной комиссии в соответствии с положениями настоящего Закона в срок не позднее 3 месяцев проводятся повторные выборы.
Статья 46. Дополнительные выборы
Если члены муниципалитета не будут избраны в полном составе или их полномочия будут прекращены досрочно и в результате этого состав муниципалитета окажется меньше 2/3, решением Центральной избирательной комиссии в срок не позднее 3 месяцев проводятся дополнительные выборы.
Статья 47. Публикация итогов выборов в муниципалитеты и результатов голосования
Не позднее двух месяцев со дня выборов в муниципалитеты Центральная избирательная комиссия публикует в своем официальном органе печати информацию о результатах голосования, а также полные сведения по всем территориальным и участковым избирательным комиссиям.
Глава VII. Итоговые положения
Статья 48. Замещение выбывших членов муниципалитета
В случае кончины члена муниципалитета или досрочного прекращения его полномочий решением Центральной избирательной комиссии на основании представления территориальной избирательной комиссии в соответствии с требованиями настоящего Закона в срок не позднее 3 месяцев проводятся новые выборы.
Статья 49. Хранение документов выборов
Документы выборов хранятся на протяжении шести месяцев и после этого ликвидируются в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией.
Статья 50. Порядок вступления Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу со дня подписания.
Глава VIII. Переходные положения
1. Территории выборов на первых муниципальных выборах определяются Центральной избирательной комиссией, как правило, на основании административно-территориальных единиц.
2. Первые муниципальные выборы проводятся за счет государственного бюджета Азербайджанской Республики.
3. Вынужденные переселенцы принимают участие в выборах в муниципалитеты по территориям временного заселения.
4. Вынужденные переселенцы могут быть избраны в соответствии с требованиями настоящего Закона членами муниципалитета по территориям временного заселения.
Президент Азербайджанской Республики
Гейдар АЛИЕВ.
г. Баку, 2 июля 1999 г.
№ 699-IГ.
Опубликован в газете "Бакинский рабочий" от 11 августа 1999 года № 152.
Приложение № 1
к Закону Азербайджанской Республики
"О правилах выборов в муниципалитеты"
от 2 июля 1999 года № 699-Г
Подписной листок
(район, город, городской район, поселок, село Азербайджанской Республики)
Мы, нижеподписавшиеся, , родившиеся
, проживающие ,
поддерживаем выдвижение кандидатом в члены муниципалитета гражданина Азербайджанской Республики
Порядковый №
Ф.И.О. подписавшегося гражданина
Дата рождения (для лиц 18-летнего возраста дополнительно месяц и день рождения)
Адрес места жительства (район, город, городской район, поселок, село, улица, дом, № квартиры)
Серия и № удостоверения личности (заменяющего его документа)
Подпись
Дата
Подпись
Подтверждаю подписной листок
Фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и № удостоверения личности (заменяющего его документа) лица, собравшего подписи
(Подпись и дата)
О правилах выборов в муниципалитеты
(c) Qanun.tk 2