Козырь в большой игре
Азербайджан в контексте политики мировых центров
Автор - Айдын ГАДЖИЕВ, доктор исторических наук. Современное развитие мировой цивилизации, сформировавшее три основных силовых центра, лишний раз подтверждает закономерность всей предыдущей истории человечества, свидетельствующей о невозможности господства однополярной системы. И если послевоенный период ознаменовал противоборство в основном двух мировых военно-политических систем, а третий мир, получивший тогда определение «лагеря развивающихся государств», служил объектом их военно-политической и финансово-экономической конкуренции, то начало девятого десятилетия прошлого столетия радикально изменило климат международного сообщества. Наряду с одержавшими победу в этой конкурентной борьбе США, история четко фиксирует наличие двух других мировых центров - Европейского союза и Юго-Восточной Азии.
Под последним ранее традиционно подразумевались Япония и Южная Корея, однако нынешнее экономическое и военно-политическое состояние этого региона земного шара однозначно определяет лидерство Китая. И несмотря на то, что Соединенные Штаты обладают мощнейшим в мире военно-стратегическим, финансово-экономическим и технологическим потенциалом, невозможно умалить значение и степень влияния на мировые процессы двух других центров.
Если Штаты, населенные 290 млн. человек, имеют сегодня объем валового внутреннего продукта приблизительно в 11 триллионов долларов, то ВВП восточно-азиатского блока (Китая, Японии) с гигантским населением, превышающим 1 млрд. 600 млн. человек, интенсивно приближается к американскому показателю. А вкупе с Южной Кореей, Гонконгом, Тайванем их суммарный валовой продукт уже сопоставим с американским.
В Европейском же союзе с населением в 446 млн. человек ВВП представлен 10,5 млрд. евро. Но вместе с тем, Европа, являясь относительно прочным звеном в этой цепи, оптимально сочетающим экономические, военные и социально-политические аспекты мощи, представляет собой антипод по отношению к крайне противоречивой Юго-Восточной Азии. В то же время Китай, относящийся на предыдущих исторических этапах скорее к лагерю развивающихся стран, поскольку не входил в военно-политическую и экономическую орбиту государств Варшавского блока, составляющих ныне третий мировой центр силы, является своего рода феноменом современного развития человеческой цивилизации.
И это не случайно, ведь понятие политической, военно-стратегической мощи находится в абсолютной гармонии с современной концепцией серьезной, прочной, самодостаточной и саморазвивающейся экономики. Исторический опыт последних нескольких сот лет красочно иллюстрирует причинность крушения мощных мировых держав, обусловленную господством систем, компенсирующих недостаточность развития экономики усилением политической составной. Сегодня уже не вызывает сомнение, что любая модель государственного развития, определяющая доминанту политических обстоятельств, геополитических расчетов, идеологической парадигмы и подчиняющая им экономику, обречена на мучительное фиаско. Подобная система на этапе существования постиндустриальных обществ, применения высочайших космических технологий не может обладать серьезным влиянием на мировые процессы. Более того, аксиоматично, что экономика, подчиняющаяся достижению политических и идеологических целей, всегда приходит в упадок.
ТРИ ТИПА СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
В современном научном мире классифицировано наличие трех типов экономики, характеризующих господствующую ныне социально-экономическую панораму мирового сообщества, охватывающую как указанные центры силы, так и остальной мир.
Первый тип экономики самый традиционный, ориентированный на первичный сектор, под которым экономисты подразумевают сельское хозяйство и добывающие отрасли. Проблема таких экономик заключается в том, что они ориентированы на использование собственных ресурсов. Эти ресурсы (нефть, газ, уголь, леса, источники воды и т.д.) в той или иной мере имеют перспективу быть исчерпанными. Страны, идущие по пути бездумной эксплуатации этих ресурсов, безусловно, лишают себя использования всей гаммы своего природно-ресурсного потенциала. Экономика этого типа, изымая богатство земли, теряя их навсегда и предоставляя в распоряжение технологических государств, получает взамен определенные финансовые средства, направляемые на нужды своей экстенсивной модели. Логичнее представляется использование финансов, получаемых от экспорта природных ресурсов, на создание высокотехнологичных отраслей, нетрадиционных для экономики этих стран. В этом случае перспектива истощения ресурсов в будущем не обернется экономическим крахом.
Ко второй категории современных моделей экономики относятся страны с индустриальным типом развития. Они определяют курс на интенсификацию определенной отрасли или нескольких отраслей промышленности. Выбор, как правило, обуславливается тесными связями с мировым рынком, ориентацией на потребности этого рынка и производственно-технологическим комплексом, вырабатывающим конкурентоспособную продукцию. Причем эти страны входят в рынок уже существующих товаров, в силу того, что научно-технологический арсенал не обладает достаточными продукционными возможностями, но производит то же самое, что и их традиционные производители, но лучше и дешевле.
Третий тип экономического развития олицетворяет бурный прогресс информационной экономики, предусматривающий, с одной стороны, первостепенное значение использования интеллектуального потенциала людей, продуцирование изобретений, технологий, инноваций, с другой - создание информационного продукта и его обоюдовыгодную продажу - тот, кто произвел продукт, не теряет его, получая деньги. Экономика, нацеленная на развитие информационных технологий, знаний, создает потребность мощных инвестиций в развитие человеческого интеллекта, что придает процессу высокотехнологичного развития необратимый характер. Это принципиально отличает данный тип экономического развития от двух первых.
По оценкам экономистов, переход от первого типа ко второму вполне возможен и частенько имеет место. Однако за последние 50 лет ни разу не произошло трансформации экономик стран второго типа в третий. Пока история зафиксировала лишь прецедент перехода Европы и США от индустриальной к постиндустриальной экономике, и при этом их развитие осуществлялось по своим внутренним законам, не предусматривающим никакую внешнюю конкуренцию.
И говоря о двух первых центрах силы, можно смело утверждать, что они принадлежат к третьему типу экономического развития. Вместе с тем, в третьем мировом центре – Юго-Восточной Азии к категории стран с информационной экономикой можно, пожалуй, отнести лишь Японию. Китай и Южная Корея пока что имеют явные прерогативы мощного индустриального развития.
Почти все постсоветское пространство, включая и Азербайджан, к сожалению, прочно принадлежит первому типу экономического развития. При этом лишь некоторые из бывших советских республик имеют тенденцию к серьезному индустриальному развитию. Экономика же большинства республик ориентирована на пресловутый первичный сектор.
АЗЕРБАЙДЖАН И США
Азербайджан, обладая малой территорией, населением в 7,8 миллиона и объемом ВВП около 7 млрд. долларов, претерпел за последние 10 лет ряд глубочайших трансформаций. Азербайджанской экономике присуща крайне несовершенная структура с активной парадигмой вовлеченности в мировую систему транспортно-энергетического и сырьевого обслуживания экономически развитого мира и к тому же с довольно незначительными достижениями в области мирового производства и использования передовых технологий.
Безусловно, расходы на военную сферу, учитывая продолжающуюся конфронтацию с Арменией, существенно тормозят динамику вхождения республики в мир передовых технологий. Но насколько пропорциональна и сбалансирована политика Азербайджана в отношении трех мировых центров, имеющая все же в случае достижения ею гармоничности и гибкости потенциал эффективного воздействия, чтобы рассчитывать на переход хотя бы во вторую категорию экономического развития?
Более чем значительный спектр этих отношений занимают США. И это вполне закономерно с точки зрения провозглашенной американским руководством необходимости осуществления откровенной финансово-экономической и военно-стратегической экспансии. За последние десять лет в экономику Азербайджана за счет всех финансовых источников было вложено инвестиций на сумму более 16,9 миллиарда долларов США. Львиная доля этих инвестиций принадлежит транспортно-энергетическим проектам, в частности БТД.
Функционирование этого проекта и в особенности присоединение к нему Казахстана является реальным шагом к созданию новой геополитической оси Восток - Запад. Под эгидой США в основу этой оси заложен мощный экономический сегмент. Ими же, помимо Азербайджана и Казахстана, определена в качестве ключевых участников создающегося союза Турция и Грузия. Итогом этого взаимодействия можно считать Бакинскую декларацию - документ, в котором присутствует и военно-политическая составляющая. Не исключено, что вслед за Казахстаном к новому союзу присоединится и Украина.
При этом все осуществляется в обход экономических интересов России. Существенно ущемляются и ее военно-политические позиции в Закавказье. Примечательно, что именно в канун заполнения первого участка этой нефтяной артерии Грузия потребовала ускоренной эвакуации военных баз России, расположенных, кстати, вблизи грузинского участка трубопровода.
В следующем десятилетии Соединенные Штаты намерены израсходовать 100 миллионов долларов в рамках программы Caspian Guard (Каспийская охрана), нацеленной на создание сил специального назначения в регионе Каспийского моря. Ограничится ли их задача лишь оперативным реагированием на чрезвычайные ситуации, включая нападение на нефтяные объекты, и упреждением проявлений международного терроризма? Свежо предание… хотя и заместитель госсекретаря США по политическим вопросам Николас Бернс с показной уверенностью заверил в Вашингтоне журналистов после заседания российско-американской рабочей группы по борьбе с терроризмом в том, что у них «нет планов размещения военных баз в Азербайджане».
А ДИВИДЕНДЫ?
Какие экономические и политические дивиденды может получить ввиду создавшейся ситуации Азербайджан? Пока что налицо отсутствие желаемых результатов в переговорах с Арменией, реальная перспектива передислокации на ее территорию российских войск, столь стремительно изгоняемых из Батуми и Ахалкалаки американскими военно-стратегическими и транспортно-топливными интересами, и возникновение определенной напряженности ввиду этого в отношениях с Россией. Более того, проекты «Шахдениз» и Баку - Джейхан увеличивают внешний долг Азербайджана на $836 млн., или на 62%, доведя его абсолютные размеры до $2,186 млрд., что создает угрозу его роста до критической черты - 34% от ВВП .
А Азербайджан тем временем, несмотря на все американские инвестиции, продолжает оставаться наряду с Арменией, Грузией, Кыргызстаном, Молдовой, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном, Украиной, Индонезией, Пакистаном, Афганистаном и Индией, по классификации Всемирного банка, в числе стран с низким уровнем дохода (до $1000 на человека в год).
Безусловно, напрашивается вывод об актуализации альтернативных отношений и с двумя остальными мировыми центрами.
АЗЕРБАЙДЖАН И ЕС
Что касается ЕС, то и его члены представлены в том же БТД. В проекте принимают участие итальянская «Eni» (5% долевого участия) и французская «Total Fina Elf» (5%). Но в какой степени это участие адекватно интересам ЕС? И не случайно общий объем средств, выделенных Европейским союзом Азербайджану (370 млн. евро), символизирует заявку на конкуренцию со Штатами в финансово - экономическом присутствии в республике.
Немаловажное значение для ЕС, несомненно, имеет и вовлеченность Азербайджана в качестве партнера в проект ТРАСЕКА, именуемый «Новый Шелковый путь». И в этом аспекте республика имеет шанс использовать свое выгодное геостратегическое положение и экспорт энергоресурсов для приобретения у стран ЕС выгодных производственных и технологических патентов.
Следует отказаться от многих стереотипов, утверждающих, что Европа погрязла в своем традиционном консерватизме. На сегодняшний день в рамках Евросоюза собирается автомашин на 30% больше, чем в Соединенных Штатах, вырабатывается больше продукции химической промышленности, чем в США, и производится в 1,5 раза больше, чем американской фармацевтикой, современных лекарственных средств. Принимая во внимание и то, что Россия, имеющая всесторонние тесные экономические и культурные связи с Азербайджаном, с каждым годом становится все более последовательным партнером ЕС, можно заключить, что республике сулит довольно реальная выгода от повышения уровня сотрудничества с союзом. Кстати, для этого имеются и серьезные правовые предпосылки, поскольку отношения Азербайджана с ЕС обрамлены рамками Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, заключенного 22 апреля 1996 года в г. Люксембурге (Люксембург).
АЗЕРБАЙДЖАН И ЯПОНИЯ - КИТАЙ
Менее прозаично складываются отношения Азербайджана с третьим мировым центром. Речь, естественно, здесь может идти о связях с Японией и Китаем. Этот мир заключает в себе огромные и более чем слабо используемые нашей республикой возможности эффективного сотрудничества, составляющего серьезную альтернативу односторонней атлантической ориентации. Так, в своем проникновении в Закавказье особое внимание Токио уделяет именно Баку . Это объясняется не только транспортно-энергетической привлекательностью Азербайджана, но и историческими традициями кавказской политики Японии. В первые два десятилетия XX века именно здесь она обладала самым большим влиянием из всех областей Закавказья. При содействии англичан еще в 1904-05 годах Азербайджан (наравне с юго-западной Грузией) превратился в региональный плацдарм японской разведки. Осенью 1918-го, с выводом турецких войск из региона, Лондон серьезно рассматривал возможность введения в Азербайджан японских подразделений. Согласно английским источникам, подобные планы были отнюдь небезосновательны, поскольку Токио имел здесь весьма прочные позиции.
Спустя 80 лет японцы все-таки осуществили свое вхождение в Азербайджан, правда, в несколько иной ипостаси. На сей раз, по официальной версии, первопроходцем являлась компания «Иточу седзи». С 1996 года она участвует в разработке трех нефтяных месторождений азербайджанского шлейфа Каспия. Хотя этому содействовали уже не англичане, а их преемники в современной кавказской «большой игре» - американцы.
Как бы то ни было, 1996 год считается поворотным в закавказской политике Страны Восходящего Солнца. Приоритетным ее направлением стало именно азербайджанское. По словам японского премьер-министра Хасимото, особое отношение к республике определяется ее энергетическим потенциалом и чрезвычайно выгодным геополитическим положением. Оно же, как заявил в начале 1998-го японский лидер, позволяет Токио значительно расширить свое влияние в масштабах всей Евразии. Последующая активность японской дипломатии и частных компаний полностью соответствует этой установке.
Таким образом, Япония со второй половины 90-х энергично восстанавливает свои позиции в Закавказье. В Азербайджане ее нынешняя активность даже превышает довоенный уровень. И это мотивировано соображениями стратегического характера, поскольку нефтегазовые ресурсы Азербайджана и Средней Азии позволяют Японии ликвидировать полную энергетическую зависимость ее экономики от Ближнего Востока. Геополитическое положение Центральной Азии и Закавказья создает благоприятные условия для наращивания японского влияния в Южной Азии, Европе, на Ближнем и Среднем Востоке. Как следствие, евразийская дипломатия приобретает растущее значение для японской внешней политики.
Интересно, что в каждом государстве региона, в том числе и в Азербайджане, расширение японского присутствия происходит в рамках нескольких этапов. Первый, как правило, предполагает приоритетную роль спецслужб, призванных подготовить условия для внедрения на местный рынок японских компаний. Они же преследуют цель занять ключевое положение в наиболее перспективных отраслях экономики. Вслед за тем наступает черед установления тесных межгосударственных отношений. На четвертом этапе ранее обретенные позиции позволяют использовать каждое государство в отдельности для распространения японского влияния на близлежащие страны.
В целом региональная активность Токио рассчитана на долгосрочную перспективу, значительное место Азербайджана в которой, непременно должно быть использовано в интересах его равномерного производственного и технологического роста.
Финансово-экономическое и торговое сотрудничество же с Китаем оставляет желать лучшего. Ведь транспортно-энергетическое и геополитическое значение республики не может не быть им востребованными.
Собственно, понятие «Великий Шелковый путь», впервые введенное в 1870 году немецким географом Карлом фон Рихтгофеном, родилось именно в Китае. Оно применялось для обозначения системы торговых караванных путей, проходящих со II в. до н.э. до XVI в. н.э. через Китай, Центральную Азию, Индию, Средний и Ближний Восток, Средиземноморье и Европу. Идея же проложить первый маршрут для доставки китайского шелка на запад принадлежала императору династии Хань Лю Чэ, известному под именем У-ди («Государь-Воин») и правившему с140 по 87 гг. до н.э. Однако направление маршрутов Великого Шелкового пути не было постоянным. Оно претерпевало метаморфозы в связи с изменениями политической обстановки в Центральной Азии и под влиянием климатических факторов.
Однако в настоящее время Китай, обладающий мощным экономическим арсеналом и статусом мировой державы, не преминет восстановить свое историческое кредо основателя Великого Шелкового пути. И под прикрытием жесткого американо-российского «сотрудничества-соперничества» в регионе Центральной Азии и Закавказья, Пекин без особой рекламы, медленно, но верно осуществляет важнейшие геостратегические проекты. Речь идет о нефтепроводе Казахстан - Китай и газопроводе Туркменистан – Узбекистан – Казахстан - Китай.
Из 13 маршрутов в настоящее время функционируют четыре проекта:
- нефтепровод Тенгиз (Казахстан) – Новороссийск (Россия);
- нефтепровод Баку (Азербайджан) - Новороссийск;
- нефтепровод Баку – Супса (Грузия);
- газопровод Корпедже (Туркмения) - Курт-Куи (Иран).
Среди возможных других вариантов фигурирует и газопровод Шахдениз (Азербайджан) – Тбилиси (Грузия) – Эрзерум (Турция).
Баку же, по логике вещей, должен быть крайне заинтересован в подключении Китая к проекту ТРАСЕКА – грузоперевозкам по Евроазиатскому транспортному коридору. Его эффективность может заметно возрасти со строительством железнодорожной ветки Карс (Турция) - Ахалкалаки (Грузия) - Баку (Азербайджан).
Кстати, динамика активного и полнокровного внедрения Китая в мировые транспортно-энергетические проекты привела в крайнее замешательство многие страны. «Суровый факт заключается в том, - отмечал в январском номере «Time» известный публицист Ч.Краутхаммер, - что война на многих фронтах истощает и сдерживает американскую мощь. В то время как американцы проливают свою кровь и тратят свои средства в таких далеких местах, как Багдад, Китай строит экономическую и военную супердержаву будущего».
И уже сегодня Китай занимает первое место в мире по инвестициям, а в минувшем году вышел после США на вторую позицию по потреблению нефти. Страна ежедневно импортирует 2 миллиона баррелей этого сырья, а к 2005 г. собирается импортировать 100 млн. тонн нефти в год. Быстрорастущая экономика КНР нуждается в новых поставках углеводородов, которых явно недостает. И это обстоятельство не может не представлять для Азербайджана жизненного интереса.
Ведь помимо экономической выгоды, возникающей в результате интенсификации отношений с Китаем, он к тому же является постоянным членом Совбеза ООН, и нелишне, используя экономические рычаги, заручиться поддержкой Поднебесной в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
Пекин же, в свою очередь, наряду с заинтересованностью в каспийской нефти, которая так нужна для набирающей обороты экономики Китая, не прочь узреть в лице Баку политического союзника, осуществляющего посредничество в сглаживании его противоречий с уйгурами, являющимися представителями тюркского этноса.
Да, такова политическая реальность: небольшой Азербайджан превращается в козырь большой игры мировых центров силы. И от того, насколько ему удастся правильно в русле своих национальных интересов маневрировать в этой «большой игре», зависит будущее его народа. И весьма актуально сейчас звучит для него афоризм обладающего мировой известностью голландского ученого-физика Хендрика Лоренца: «Моя нация, по счастью, слишком мала, чтобы делать большие глупости».
Источник: Еженедельник Обозреватель, 3 июня 2005 г. |