Закон Азербайджанской Республики
О выборах в Национальное Собрание Азербайджанской Республики
Раздел Первый. Общие положения
Статья 1. Основные принципы выборов
Национальное собрание Азербайджанской Республики (далее именуемое "Национальное собрание"), являющееся высшим органом законодательной власти Азербайджанской Республики избирается гражданами Азербайджанской Республики в порядке, установленном настоящим Законом, на основе мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, всеобщего равного, прямого избирательного права при свободном, личном и тайном голосовании.
Статья 2. Состав и срок полномочий Национального собрания
Национальное собрание состоит из 125 депутатов.
Срок полномочий Национального собрания - 5 лет. Полномочия Национального собрания начинаются в день первого и заканчиваются в день последнего его заседания. Полномочия депутатов Национального собрания действительны только на срок полномочий Национального собрания.
Статья 3. Избирательное право
Право избирать депутата Национального собрания имеют все граждане Азербайджанской Республики достигшие в день выборов 18-летнего возраста и старше.
Депутатом Национального собрания могут быть избраны граждане Азербайджанской Республики, достигшие в день выборов 25-летнего возраста и старше.
Не могут быть избраны в депутаты Национального собрания священнослужители и лица, находящиеся на действительной срочной военной или альтернативной службе. Не могут быть избраны депутатом Национального собрания, независимо от погашения судимости, лица, осужденные за тяжкие преступления, предусмотренные статьей 7-1 Уголовного кодекса Азербайджанской Республики и лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.
В выборах в Национальное собрание не участвуют граждане, признанные судом недееспособными.
Какие-либо прямые, косвенные или иные ограничения избирательных прав граждан Азербайджанской Республики в зависимости от происхождения, политических взглядов, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий запрещаются.
Каждый обладающий избирательным правом гражданин Азербайджанской Республики имеет по одному голосу в одномандатном и многомандатном округах и голосует дважды.
В соответствии с нормой представительства, определяемой перед каждыми выборами, все граждане представляются в Национальном собрании на равных основаниях.
Депутаты Национального собрания избираются избирателями непосредственно.
Избиратели голосуют лично и тайно. Контроль за волеизъявлением избирателей на выборах не допускается.
Статья 4. Назначение выборов в Национальное собрание
Выборы в Национальное собрание назначаются Президентом Азербайджанской Республики.
Не позднее чем за восемьдесят дней до истечения срока полномочий Национального собрания назначаются новые выборы. Голосование по выборам в Национальное собрание должно проводиться в воскресный день.
Статья 5. Выборы в Национальное собрание
100 депутатов Национального собрания избираются по одномандатным избирательным округам, как правило, на основе Единой нормы представительства избирателей в одномандатном избирательном округе. Единая норма представительства избирателей определяется делением общего числа избирателей на 100.
25 депутатов Национального собрания избираются по единому многомандатному избирательному округу на основе соотношения голосов избирателей, отданных спискам кандидатов в депутаты, выдвинутых политическими партиями (блоками политических партий).
Статья 6. Право выдвижения кандидата в депутаты
Правом непосредственного выдвижения кандидатов в депутаты в соответствии с требованиями настоящего Закона имеют граждане Азербайджанской Республики, обладающие избирательным правом, а также созданные и зарегистрированные в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики политические партии, с учетом запретов, предусмотренных статьей 3 настоящего Закона.
Статья 7. Гласность при подготовке и проведении выборов
Подготовка и проведение выборов осуществляются гласно. Государственные органы, организующие выборы, а также граждане и политические партии, участвующие в выборах, действуют открыто и гласно.
Отдельным гражданам, политическим партиям гарантируется право агитации за или против кандидатов в депутаты на собраниях, других сборах граждан, в средствах массовой информации.
О всех мероприятиях, связанных с организацией выборов, сообщается в средствах массовой информации не позднее чем за два дня до их начала. Избирательные комиссии информируют граждан о своей работе, об образовании избирательных округов и избирательных участков, составе, месте нахождения и времени работы избирательных комиссий, списках избирателей, выдвижении кандидатов в депутаты, результатах голосования и итогах выборов.
Средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения выборов в Национальное собрание. Их представители имеют право беспрепятственно присутствовать на всех мероприятиях, организуемых избирательными комиссиями, а также получать сведения о подготовке и проведении выборов.
На заседаниях комиссий, во время голосования, при подсчете голосов на избирательных участках, а также определении результатов голосования праве присутствовать доверенные лица кандидатов в депутаты и участвующих в выборах политических партий (блоков политических партий).
У доверенных лиц должен быть документ, подтверждающий их полномочия. Комиссии должны быть заранее уведомлены о возможном присутствии доверенных лиц, принимая во внимание необходимость создания для них соответствующих условий работы.
Запрещаются незаконное вмешательство в деятельность избирательных комиссий и оказание на них незаконного воздействия.
Статья 8. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов
Расходы, связанные с организацией подготовки и проведения выборов в Национальное собрание, оплачиваются за счет бюджета Азербайджанской Республики.
Государственные органы, предприятия, учреждения и организации предоставляют безвозмездно в распоряжение избирательных комиссий необходимые для подготовки и проведения выборов в Национальное собрание помещения и оборудования.
Аренда для работы избирательных комиссий зданий, помещений и оборудования негосударственных организаций и предприятий оплачивается за счет средств бюджета Азербайджанской Республики.
Средства бюджета Азербайджанской Республики, равно как средства местных бюджетов не могут быть использованы для обеспечения выдвижения кандидатов в депутаты и агитации о них, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Статья 9. Образование одномандатных избирательных округов
Для организации и проведения выборов по мажоритарной избирательной системе Национальное собрание по предложению Центральной избирательной комиссии не позднее чем за семьдесят дней до выборов разделяет территорию Азербайджанской Республики на 100 избирательных округов с учетом численности населения и административно-территориального деления.
При этом Центральная избирательная комиссия должна исходить из следующих принципов:
1) не допускается включение в один и тот же избирательный округ территорий, не имеющих общих границ;
2) каждый избирательный округ, как правило, образуется в пределах одного административного района, а если этого не позволяет число избирателей, то в пределах двух или более административных районов;
3) разница между численностью населения избирательного округа и средней численностью населения избирательных округов не может превышать 10 процентов.
Статья 10. Образование многомандатного избирательного округов
Для организации и проведения выборов по пропорциональной избирательной системе на всей территории Азербайджанской Республики образуется единый многомандатный избирательный округ.
Статья 11. Образование избирательных участков
Одномандатные избирательные округа разделяются на избирательные участки. Избирательные участки образуются не позднее чем в десятидневный срок после образования окружных избирательных комиссий. Окружная избирательная комиссия, разделяя каждый одномандатный избирательный округ на избирательные участки, устанавливает их число и границы. Данные избирательные участки одновременно являются избирательными участками для голосования по многомандатному избирательному округу.
Избирательный участок охватывает территорию, на которой проживают не менее 50 (пятидесяти) и не более 1500 (одна тысячи пятьсот) избирателей.
Окружная избирательная комиссия в семидневный срок после утверждения списка избирательных участков оповещает избирателей о границах каждого избирательного участка с указанием места нахождения избирательного участка и помещения для голосования.
Раздел Второй. Обеспечение подготовки к выборам
Статья 12. Структура органов, обеспечивающих проведение выборов
Органами, организующими подготовку и проведение выборов в Национальное собрание, являются Центральная избирательная комиссия по выборам в Национальное собрание Азербайджанской Республики (далее именуемая "Центральная избирательная комиссия"), окружные избирательные комиссии по выборам в Национальное собрание Азербайджанской Республики (далее именуемые "окружные избирательные комиссии"), участковые избирательные комиссии по выборам в Национальное собрание Азербайджанской Республики (далее именуемые "участковые избирательные комиссии").
Члены избирательных комиссий не могут быть кандидатами в депутаты в Национальное собрание.
Статья 13. Центральная избирательная комиссия
Центральная избирательная комиссия является высшим государственным органом, обеспечивающим проведение выборов. Ее председатель и 14 членов избираются Национальным собранием Азербайджанской Республики не позднее чем за восемьдесят дней до выборов сроком на пять лет.
Кандидатуру председателя избирательной комиссии предлагает Президент Азербайджанской Республики. В течение пяти дней после избрания председатель Центральной избирательной комиссии предлагает кандидатуры членов комиссии. Не позднее чем за сорок дней до выборов в состав Центральной избирательной комиссии определяется полностью.
Председателем и членами Центральной избирательной комиссии должны быть граждане Азербайджанской Республики с высшим образованием, беспартийные, имеющие избирательное право и не занимающие руководящих должностей в государственных органах.
Центральная избирательная комиссия осуществляет также функции многомандатной окружной избирательной комиссии.
Статья 14. Полномочия Центральной избирательной комиссии
Центральная избирательная комиссия:
* руководит деятельностью избирательных комиссий по выборам в Национальное собрание Азербайджанской Республики;
* осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении выборов, обеспечивает единообразное применение настоящего Закона;
* издает обязательные для всех избирательных комиссий инструкции и другие нормативные документы по вопросам применения настоящего Закона;
* объявляет кандидатов в депутаты и списки кандидатов политических партий (блоков политических партий), участвующих в выборах;
* выдает кандидатские удостоверения установленного образца участвующим в выборах кандидатам в депутаты, лицам, включенным в объявленные списки кандидатов политических партий (блоков политических партий);
* регистрирует доверенных лиц, представляющих политические партии (блоки политических партий);
* обеспечивает соблюдение условий равноправия для предвыборной деятельности всем участвующим в выборах политическим партиям (блоков политических партий), всем кандидатам, баллотирующимся по одномандатным избирательным округам;
* заслушивает сообщения центральных и местных органов исполнительной власти по вопросам подготовки и проведения выборов;
* устанавливает образцы избирательных бюллетеней, списков избирателей и других избирательных документов;
* утверждает образцы печатей избирательных комиссий, порядок отправления и хранения избирательных документов;
* распределяет средства, выделенные из республиканского бюджета для финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, и осуществляет контроль за их расходованием по целевому назначению;
* осуществляет контроль за обеспечением избирательных комиссий помещениями, транспортом и средствами связи, рассматривает другие вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением выборов;
* отменяет по собственной инициативе незаконные решения нижестоящих избирательных комиссий;
* устанавливает и публикует в печати результаты голосования по выборам в Национальное собрание, обеспечивает сохранность документов по подготовке и проведению выборов;
* составляет и представляет Национальному собранию список лиц, избранных депутатами;
* организует проведение выборов в случаях, предусмотренных статьями 83 и 84 настоящего Закона;
* осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Статья 15. Окружные избирательные комиссии
Окружная избирательная комиссия образуется в составе председателя и 12 членов из граждан Азербайджанской Республики с высшим образованием, беспартийных, имеющих избирательное право, проживающих на территории данного избирательного округа.
Центральная избирательная комиссия не позднее чем в десятидневные срок после ее образования назначает председателей окружных избирательных комиссий, а затем в десятидневный срок, по предложению председателей окружных избирательных комиссий - членов соответствующих комиссий.
Председателем и членами комиссии должны быть лица, определяемые путем жеребьевки из числа работающих в бюджетных и хозрасчетных государственных предприятиях и организациях, колхозах граждан, кандидатуры которых выдвинуты этими предприятиями, организациями и колхозами. Порядок и время жеребьевки устанавливает Центральная избирательная комиссия.
Окружная избирательная комиссия образуется на период проведения выборов.
Статья 16. Полномочия окружной избирательной комиссии
Окружная избирательная комиссия:
* осуществляет на территории избирательного округа контроль за исполнением настоящего Закона;
* координирует деятельность участковых избирательных комиссий, отменяет по собственной инициативе или на основании поступивших жалоб незаконные решения этих избирательных комиссий;
* представляет в Центральную избирательную комиссию кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам для обнародования;
* регистрирует доверенных лиц, кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам и выдает им удостоверения установленного образца;
* обеспечивает соблюдение условий равноправия для предвыборной деятельности кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам;
* распоряжается денежными средствами, выделенными избирательному округу для подготовки и проведения выборов, распределяет часть этих средств между участковыми избирательными комиссиями и осуществляет контроль за их расходованием по целевому назначению в избирательном округе;
* обеспечивает участковые избирательные комиссии избирательными бюллетенями для голосования по одномандатным избирательным округам;
* определяет и публикует в печати результаты голосования и итоги выборов по одномандатному избирательному округу, направляет в Центральную избирательную комиссию сведения о результатах голосования и итогах выборов по соответствующему избирательному округу;
* осуществляет контроль за обеспечением участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом и средствами связи, рассматривает другие вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением выборов;
* организует проведение повторных выборов в случаях, предусмотренных статьями 83 и 84 настоящего Закона;
* осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Статья 17. Участковые избирательные комиссии
Участковая избирательная комиссия образуется в составе председателя, не менее 6 и не более 18 членов из граждан Азербайджанской Республики, имеющих избирательное право на период проведения выборов. Окружная избирательная комиссия не позднее чем в десятидневный срок после ее образования формирует участковые избирательные комиссии и назначает их председателей.
Членами участковой избирательной комиссии должны быть лица, определяемые путем жеребьевки: не менее половины - из числа работающих в бюджетных и хозрасчетных государственных предприятиях и организациях, колхозах беспартийных граждан, кандидатуры которых выдвинуты этими предприятиями, организациями и колхозами; не менее 30 процентов - из числа представителей политических партий (блок политических партий); остальные 20 процентов - из числа представителей независимых кандидатов, выдвинутых по одномандатному избирательному округу. Каждая политическая партия (блок политических партий), а также каждый независимый кандидат по одномандатному избирательному округу могут иметь по одному представителю в участковой избирательной комиссии. В случае, если число независимых кандидатов, выдвинутых по одномандатному избирательному округу, меньше числа мест, выделенных для их представителей в составе участковой избирательной комиссии, вакантные места могут быть заполнены представителями политических партий (блоков политических партий) путем проведения жеребьевки. Порядок и время жеребьевки устанавливает Центральная избирательная комиссия.
Если число представителей политических партий (блоков политических партий) и представителей независимых кандидатов по одномандатному избирательному округу, предложенных в состав участковой избирательной комиссии, равно или меньше числа выделенных в комиссии для них мест, жеребьевка не проводится.
Статья 18. Полномочия участковой избирательной комиссии
Участковая избирательная комиссия:
* своевременно оповещает население об адресе, номере телефона и времени работы участковой избирательной комиссии, а также о дне и месте голосования;
* составляет списки избирателей по избирательному участку;
* создает условия для ознакомления избирателей со списком избирателей, рассматривает заявление о неправильностях и ошибках в списке и решает вопросы их устранении;
* обеспечивает подготовку помещений для голосования, избирательных ящиков и другого оборудования;
* осуществляет контроль за соблюдением правил размещения предвыборных агитационных материалов на территории избирательного участка;
* организует на участке голосование в день выборов;
* осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Статья 19. Правовое положение членов избирательных комиссий
Члены предусмотренных в настоящем Законе избирательных комиссий (далее именуемых "избирательные комиссии") обязаны принимать участие в их заседаниях.
Не могут входить в состав комиссий кандидат в депутаты, его доверенное лицо, близкие родственники.
В период своих полномочий член избирательной комиссии:
* не может быть привлечен к уголовной ответственности, задержан, подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, в отношении его не могут быть избраны заключение под стражу и другие меры пересечения без согласия Центральной избирательной комиссии;
* своевременно извещается о заседании соответствующей избирательной комиссии;
* может выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии;
* может задавать вопросы участникам заседания, связанные с повесткой дня заседания избирательной комиссии;
* может знакомиться с документами и материалами соответствующей избирательной комиссии и получать заверенные их экземпляры.
Члены Центральной избирательной комиссии со дня назначения выборов в Национальное собрание и до объявления их итогов имеет право на бесплатный проезд на железнодорожном, воздушном, автомобильном, водном транспорте, всеми видами городского пассажирского транспорта (за исключением такси) на территории Азербайджанской Республики.
Членами избирательных комиссий запрещается проведение агитации за или против кандидатов в депутаты и политических партий (блоков политических партий), участвующих в выборах.
Статья 20. Организация работы избирательных комиссий
Заместители председателя и секретари избирательных комиссий избираются на заседаниях комиссий.
Заседания избирательных комиссий правомочны, если в них принимает участие не менее половины членов комиссий.
Решение комиссии принимается открытым голосованием большинством голосов. При равном разделении голосов голос председателя комиссии является решающим. Члены комиссии, не согласные с решением, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение, которое прилагается к протоколу.
Решения избирательных комиссий, принятые без превышения их полномочий, обязательны для исполнения всеми участниками избирательного процесса.
Все заседания избирательных комиссий проходят открыто. На заседаниях могут присутствовать наблюдатели, назначенные политическими партиями (блоками политических партий), доверенные лица кандидатов в депутаты, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, наблюдатели, а также представители средств массовой информации.
Статья 21. Обжалование решений избирательных комиссий
Политические партии, кандидаты в депутаты, их доверенные лица, наблюдатели и избиратели могут обжаловать решения участковых избирательных комиссий в соответствующую окружную избирательную комиссию не позднее чем в десятидневный срок после их принятия. Окружные избирательные комиссии должны в трехдневный срок рассмотреть эти жалобы и принять обоснованное решение.
Политические партии, кандидаты в депутаты, их доверенные лица, наблюдатели и избиратели могут обжаловать решения окружной избирательной комиссии в Центральную избирательную комиссию не позднее чем в десятидневный срок после их принятия. Центральная избирательная комиссия должна в семидневный срок рассмотреть эти жалобы и принять решение.
Политические партии, кандидаты в депутаты, их доверенные лица, наблюдатели и избиратели могут обжаловать решения Центральной избирательной комиссии в Верховный суд Азербайджанской Республики не позднее чем в десятидневный срок после их принятия. Верховный суд Азербайджанской Республики должен в трехдневный срок рассмотреть жалобы и принять решение.
Во всех случаях, когда до выборов осталось менее четырех дней, поданные жалобы рассматриваются немедленно.
Статья 22. Принятие присяги председателем и членами избирательной комиссии
Председатель и каждый из членов избирательной комиссии перед началом исполнения своих обязанностей принимают присягу следующего содержания: "Клянусь своей честью и совестью не поддаваться никакому влиянию, исполнять свои обязанности, связанные с проведением выборов, не отступая ни перед кем, только и только на основе закона".
Статья 23. Содействие избирательным комиссиям
Государственные органы, предприятия, учреждения и организации, их должностные лица обязаны содействовать избирательным комиссиям в осуществлении ими своих полномочий, предоставлять им необходимые сведения.
Государственные органы, предприятия, учреждения и организации, их должностные лица обязаны рассмотреть представленные избирательными комиссиями просьбы и дать избирательным комиссиям обоснованный ответ не позднее чем в трехдневный срок.
Избирательные комиссии для вспомогательных работ могут принять работников в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией.
Органы местной исполнительной власти, государственные предприятия, учреждения и организации для подготовки и проведения выборов должны выделять в распоряжение избирательных комиссий помещения и сооружения.
Статья 24. Оплата работы членов избирательных комиссий
Председатели и члены избирательных комиссий за работу в избирательных комиссиях получают зарплату по тарифам, представленным Центральной избирательной комиссией и утвержденным Кабинетом министров Азербайджанской Республики. Председателям и членам избирательных комиссий, работающим на предприятиях, в учреждениях, организациях и не получающим зарплату в связи с деятельностью в избирательных комиссиях, государство выплачивает вознаграждение в размере средней заработной платы по основному месту работы.
Статья 25. Изменение состава избирательных комиссий
В случае, если председатель или член избирательной комиссии нарушает принятую им присягу, не выполняет возложенных на него обязанностей, нерегулярно участвует в заседаниях комиссии а также если отпали основания для их членства в комиссии, орган, утвердивший состав комиссии, может освободить их от обязанностей в комиссии.
При необходимости новый председатель или член комиссии назначается в порядке, установленном настоящим Законом.
Статья 26. Составление списков избирателей
Для проведения выборов составляются списки избирателей по каждому избирательному округу. Списки составляются местными органами исполнительной власти и после утверждения руководителями этих органов передаются участковым избирательным комиссиям не позднее чем за тридцать дней до выборов.
Участковые избирательные комиссии уточняют и утверждают поступившие к ним списки избирателей. Утвержденные списки избирателей подписывают председатель и секретарь участковой избирательной комиссии.
В списках указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения и адрес избирателя. Фамилии избирателей указываются в алфавитном порядке.
Статья 27. Общий порядок включения граждан в списки избирателей
В список избирателей данного избирательного участка включаются граждане Азербайджанской Республики, имеющие избирательное право, проживающие к моменту составления списка на его территории.
При перемене избирателем после начала составления списков места своего постоянного жительства он может быть включен в список избирателей по новому месту жительства, если не позднее чем за тридцать пять дней до выборов подаст заявление в участковую избирательную комиссию по новому месту жительства о включении его в список избирателей. Участковая избирательная комиссия должна позаботиться об исключении его из списка избирателей участка по прежнему постоянному месту жительства.
Статья 28. Включение в списки избирателей граждан Азербайджанской Республики, находящихся за рубежом
Граждане Азербайджанской Республики, находящиеся за рубежом, не позднее чем за сорок дней до выборов, если Центральная избирательная комиссия не установила более короткий срок, подают заявление в дипломатическое представительство Азербайджанской Республики о включении их в список избирателей.
Статья 29. Включение военнослужащих в списки избирателей
Лица, находящиеся на действительной военной или альтернативной службе, включаются в списки избирателей избирательного участка территории, где проходят действительную военную или альтернативную службу.
Офицеры, чавуши и военнослужащие сверхсрочной службы включаются в список избирателей избирательного участка на территории их постоянного проживания.
Статья 30. Включение избирателя только в один список
Каждый избиратель может быть включен только в один список избирателей. Это проверяется Центральной избирательной комиссией. При обнаружении включения избирателя в списки избирателей нескольких избирательных участков окружная избирательная комиссия не позднее чем за двадцать дней до выборов обращается к избирателю с тем, чтобы в десятидневный срок он сообщил, в список какого избирательного участка хотел бы быть включенным. Если избиратель в установленный срок не примет решения, Центральная избирательная комиссия включает избирателя в список избирателей избирательного участка, который более удобен для его голосования, и в трехдневный срок извещает об этом избирателя. Это решение Центральной избирательной комиссии не может быть обжаловано.
Статья 31. Обнародование списков избирателей
Участковая избирательная комиссия не позднее чем за двадцать дней до выборов обнародует списки избирателей и создает условия для ознакомления избирателей с данными списками с указанием времени и места осуществления их избирательного права.
Статья 32. Уточнение списков избирателей
Каждый избиратель, каждое доверенное лицо кандидата в депутаты или политической партии (блока политических партий) не позднее чем за семь дней до выборов может заявить участковой избирательной комиссии свои замечания о неточностях в списке избирателей. Участковая избирательная комиссия обязана рассмотреть эти замечания и в двухдневный срок со дня их поступления принять по ним решение. Решение участковой избирательной комиссии в двухдневный срок может быть обжаловано в окружную избирательную комиссию; окружная избирательная комиссия обязана принять решение в течение двух дней с момента поступления жалобы. Это решение окружной избирательной комиссии может быть обжаловано в Центральную избирательную комиссию. Решение Центральной избирательной комиссии окончательно.
Статья 33. Жалобы относительно восстановления избирательного права
Избиратель, а также представитель политической партии (блока политических партий), которые из-за ошибок, допущенных в списке избирателей, не могут осуществить свое избирательное право, обращаются не позднее чем за семь дней до выборов с жалобой в участковую избирательную комиссию по поводу этих ошибок. Участковая избирательная комиссия обязана рассмотреть жалобу и принять решение немедленно, или в двухдневный срок с момента поступления жалобы, если до выборов осталось более десяти дней.
Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в районный, городской народный суд в течение трех дней. Суд рассматривает жалобу в двухдневный срок. Решение суда окончательно.
В случае если сроки, установленные для высказывания, замечания и подачи жалобы, упущены, замечания и жалобы не рассматриваются.
Участковые избирательные комиссии в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов информируют Центральную избирательную комиссию и окружные избирательные комиссии о поступивших жалобах и внесенных в избирательные списки исправлениях.
Статья 34. Порядок выдвижения кандидатов в депутаты
Гражданин Азербайджанской Республики может выдвинуть свою кандидатуру по одномандатному избирательному округу, с учетом предусмотренных в настоящем Законе запретов и ограничений, если в его поддержку выступят в письменной форме не менее двух тысяч избирателей соответствующего избирательного округа.
Политическая партия (блок политических партий) вправе выдвинуть кандидатов в депутаты как по многомандатному, так и по одномандатным избирательным округам, с учетом предусмотренных в настоящем Законе запретов и ограничений, если она для участия в выборах в соответствии с Законом Азербайджанской Республики "О политических партиях" прошла в установленном законодательством порядке регистрацию не позднее чем за семьдесят дней до выборов, а также собрала подписи 50 тысяч избирателей в поддержку ее участия в выборах. Предусмотренный в части первой настоящей статьи порядок распространяется на кандидатов, выдвинутых политической партией (блоком политических партий) по одномандатному избирательному округу.
Для участия в выборах по многомандатному избирательному округу политическая партия (блок политических партий) обязана представить в Центральную избирательную комиссию обращение своего руководящего органа, предусмотренного в ее уставе. К обращению должны быть приложены основной список политической партии (блока политических партий), состоящий из 25 кандидатов, и резервный список, не превышающий 20 процентов численности выдвинутых кандидатов, а также документы о занятии кандидатов. В случае если запреты и ограничения, предусмотрены настоящим Законом относительно выдвижения кандидатов в депутаты, не распространяются на включенных в эти списки лиц, Центральная избирательная комиссия выдает политической партии (блоку политических партий), подписные листы по форме, указанной в Приложении 2 к настоящему Закону.
Статья 35. Требование к кандидату в депутаты
Лица, находящиеся на выборной должности и на должности по назначению в государственных органах, за исключением депутатов Национального собрания, а также граждане занимающиеся предпринимательской, коммерческой и другой оплачиваемой деятельностью, в случае их согласия на выдвижение кандидатом в депутаты или выдвижения ими своей кандидатуры обязаны заявить не ранее чем за пятьдесят пять и не позднее чем за тридцать пять дней до дня голосования о желании быть освобожденными от занимаемой должности. Заявление по этому поводу представляется в окружную избирательную комиссию. Окружная избирательная комиссия немедленно направляет данное заявление в соответствующий государственный или негосударственный орган или должностному лицу. Соответствующий государственный орган или негосударственный орган или должностное лицо в десятидневный срок принимает решение об освобождении от должности обратившегося гражданина.
При выдвижении кандидатур судей, работников правоохранительных органов и офицеров, гизирей, мичманов и чавушей Вооруженных сил Азербайджанской Республики подписные листы выдаются их представителям или представителям выдвинувшей их кандидатуру политической партии (блока политических партий) только по представлении документа, подтверждающего освобождение указанных лиц от занимаемой должности.
Статья 36. Порядок сбора подписей избирателей
Сбор подписей избирателей, необходимых для выдвижения гражданином Азербайджанской Республики своей кандидатуры и представления политической партией (блоком политических партий) списка кандидатов, начинается за пятьдесят пять и заканчивается за тридцать дней до дня выборов. Список лиц, осуществляющих сбор подписей, заблаговременно представляется в соответствующий избирательный округ гражданином Азербайджанской Республики, выдвинувшим свою кандидатуру, и руководством политической партии (блока политических партий), представившей список кандидатов.
В целях сбора подписей избирателей, необходимых для выдвижения гражданином Азербайджанской Республики своей кандидатуры, изготавливаются подписные листы по форме, указанной в Приложении 1 к настоящему Закону. В каждом листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, занятия и место постоянного жительства кандидата.
В целях сбора подписей избирателей необходимых для представления политическими партиями (блоками политических партий), списка кандидатов изготавливаются подписные листы по форме указанной в Приложении 2 к настоящему Закону. На каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, занятие и место постоянного жительства первых 10 кандидатов, включенных в список кандидатов. По требованию избирателя лицо, осуществляющее сбор подписей, обязано показать весь список.
Избиратель подписывающий подписной лист, должен указать в нем свою фамилию, имя, отчество, год рождение, адрес, серию и номер документа, удостоверяющего личность гражданина Азербайджанской Республики.
В случаях, предусмотренных в части первой настоящей статьи, подписной лист заверяется лицами, выдвинувшими свою кандидатуру, и полномочными представителями политической партии (блока политических партий), осуществляющими сбор подписей. В подписном листе должны быть указаны фамилия, имя, отчество, адрес лица, осуществляющего сбор подписей, серия и номер документа, удостоверяющего его личность.
Гражданами Азербайджанской Республики, проживающими за рубежом, подписные листы могут высылаться через дипломатические представительства Азербайджанской Республики в государствах проживания, в случае отсутствия такового - через соответствующие дипломатические представительства в ближайших государствах.
Подлинность подписей может быть проверена Центральной и окружными избирательными комиссиями.
Статья 37. Уведомительные документы о выдвижении кандидатов
Граждане Азербайджанской Республики, выдвинувшие свою кандидатуру в депутаты, должны представить в окружные избирательные комиссии следующие уведомительные документы:
1) заявления о выдвижении кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу;
2) документ с подписями не менее двух тысяч избирателей соответствующего избирательного округа, поддерживающих данного кандидата;
3) документ, подтверждающий внесение избирательного залога в размере 25 минимальных зарплат.
Политические партии (блоки политических партий), выдвинувшие кандидатов, должны представить в Центральную избирательную комиссию следующие уведомительные документы:
1) заявление политических партий (блоков политических партий) об участии в выборах, с указанием избирательных округов, по которым они намерены выдвигать своих кандидатов;
2) в соответствии с требованиями настоящего Закона уставы, изменения в них, документы о регистрации и списки с подписями избирателей;
3) основной и резервный списки, в которые включены по порядку кандидаты по многомандатному избирательному округу (список кандидатов должен быть утвержден на съезде или конференции политической партии или политических партий, входящих в их блок, если иное не предусмотрено в уставе политической партии или документах блока политических партий);
4) выписки из решений съездов или конференций политических партий (блоков политических партий) и документ не менее чем с двумя тысячами подписей избирателей о выдвижении кандидатов по одномандатному избирательному округу, если иное не предусмотрено в их уставах;
5) письменное согласие кандидатов на выдвижение по одномандатному избирательному округу;
6) документ, подтверждающий внесение избирательного залога в размере 25 минимальных зарплат, умноженных на количество кандидатов в списке;
7) документы, подтверждающие внесение избирательного залога в размере 25 минимальных зарплат за каждого кандидата, выдвинутого политической партией (блоком политических партий) по одномандатному округу.
Одновременно должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства всех кандидатов и представлен документ, удостоверяющий гражданство Азербайджанской Республики.
Одновременно должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства всех кандидатов и представлен документ, удостоверяющий гражданство Азербайджанской Республики.
Избирательный залог не подлежит возврату и зачисляется в государственный бюджет.
Представление уведомительных документов начинается за пятьдесят пять и заканчивается за тридцать дней до выборов.
Центральная избирательная комиссия в двухдневный срок после получения уведомительных документов участвующей в выборах политической партии (блока политических партий) должна обратиться за подтверждением факта ее регистрации в соответствующий государственный орган. В двухдневный срок должен быть получен письменный ответ.
При поступлении сведений о допущенных при регистрации политической партии (блока политических партий) нарушениях Центральная избирательная комиссия должна немедленно сообщить об этом доверенному лицу политической партии (блока политических партий).
Статья 38. Доверенное лицо по выборам
Гражданин Азербайджанской Республики, кандидатура которого выдвинута по одномандатному избирательному округу, может представить в окружную избирательную комиссию до 15, а политическая партия (блок политических партий), выдвинувшая список для голосования по многомандатному избирательному округу - до 45 граждан, имеющих избирательное право, для регистрации в качестве доверенного лица.
При представлении предвыборных уведомительных документов отдельный кандидат или политическая партия (блок политических партий) должны указать фамилию, имя, отчество и адрес доверенных лиц по выборам.
Доверенное лицо по выборам выполняет отдельные поручения кандидата в депутаты или участвующей в выборах политической партии (блока политических партий) может вести агитацию за кандидата или политическую партию (блока политических партий), против их конкурентов, вправе требовать от избирательных комиссий соблюдения положений настоящего Закона, обжаловать решения участковой избирательной комиссии в окружную избирательную комиссию, решения окружной избирательной комиссии в Центральную избирательную комиссию, решения Центральной избирательной комиссии в Верховный суд Азербайджанской Республики, наблюдать в день голосования работу участковых избирательных комиссий и подсчет голосов.
Доверенное лицо по выборам не должно вмешиваться в работу избирательных комиссий и препятствовать их работе.
Статья 39. Выдвижение кандидатов в депутаты и включение их в список кандидатов
Не допускается баллотирование одного и того же кандидата в двух или более избирательных округах.
Гражданин, выдвинувший свою кандидатуру для участия в выборах по одномандатному избирательному округу, может подать заявление лишь в одну из соответствующих окружных избирательных комиссий и не вправе одновременно баллотироваться по многомандатному избирательному округу.
Каждый кандидат в депутаты по многомандатному округу может быть включен в списки кандидатов только от одной политической партии (блока политических партий). Включенное в такой список лицо не имеет права выдвигать одновременно свою кандидатуру и по одномандатному избирательному округу.
В случае если гражданин Азербайджанской Республики включен в списки кандидатов более чем от одной политической партии (блока политических партий) или одновременно выдвинут кандидатом по одномандатному избирательному округу, Центральная избирательная комиссия обязана потребовать, чтобы он сделал выбор, в списке кандидатов какой политической партии (блока политических партий) или в каком одномандатном избирательном округе он хотел бы баллотироваться. Если кандидат за двадцать пять дней до выборов не сделал по этому поводу сообщения, то его имя исключается из всех списков кандидатов по многомандатным и одномандатным избирательным округам.
Статья 40. Право отозвать предвыборные уведомительные документы
Гражданин Азербайджанской Республики, кандидатура которого выдвинута по одномандатному избирательному округу или по списку политической партии (блока политических партий), а также политическая партия (блок политических партий) могут не позднее чем за семь дней до выборов в любое время отозвать предвыборные уведомительные документы. Для этого необходимо обратиться письменно в Центральную избирательную комиссию и проинформировать соответствующую политическую партию (блок политических партий).
Если предвыборные уведомительные документы отзывает входящая в блок политическая партия, то имя кандидата исключается из объединенного списка кандидатов. В этом случае блок переименовывается, о чем письменно ставятся в известность партнеры по блоку. Если после отзыва предвыборных уведомительных документов в объединенном списке кандидатов остаются лишь кандидаты одной политической партии, то они участвуют в выборах только как кандидаты данной партии.
Статья 41. Объявление списков кандидатов
Центральная избирательная комиссия не позднее чем за пять дней до выборов объявляет список кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам, а также кандидатов от участвующих в выборах политических партий (блоков политических партий).
С этой целью после завершения срока представления списков кандидатов соответствующий государственный орган в течение одного дня, выполняя требование Центральной избирательной комиссии, официально подтверждает то, какие политические партии в соответствии с законодательством прошли регистрацию, деятельность каких политических партий приостановлена или прекращена. На следующий день после получения официального подтверждения Центральная избирательная комиссия в соответствии с настоящим Законом в порядке, установленном ею, регистрирует для участия в выборах политические партии (блоки политических партий) и в присутствии доверенных лиц политических партий (блока политических партий) путем жеребьевки организует присвоение порядковых номеров политическим партиям (блокам политических партий), участвующим в выборах по отдельным спискам.
День объявления списков кандидатов считается днем начала предвыборной агитационной кампании.
Статья 42. Право кандидата в депутаты выступать на собраниях, пользоваться средствами массовой информации, получать информацию
После объявления в избирательных округах списков кандидатов, кандидаты в депутаты имеют право выступать и объявлять свою предвыборную программу на собраниях, на совещаниях, заседаниях, в государственных средствах массовой информации.
Руководители государственных органов, предприятий, учреждений и организаций обязаны оказывать кандидатам в депутаты содействие в организации встреч с избирателями, и в получении необходимой информации, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статья 43. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз и иными путями осуществлению избирателями права избирать и быть избранными в Национальное собрание, организации предвыборной агитации, а также члены избирательных комиссий, другие должностные лица, совершившие подлог избирательных документов, неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования или допустившие иные нарушения настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики. Лица, публикующие или распространяющие иными способами ложные сведения о кандидате в депутаты, либо препятствующие встречам кандидатов с избирателями, также привлекаются к ответственности в порядке установленном законодательством.
Статья 44. Неприкосновенность кандидата в депутаты
В период предвыборной агитационной кампании, а также после выборов до обнародования их итогов кандидат в депутаты за деяния, совершенные им в период предвыборной агитационной кампании не может быть привлечен к уголовной ответственности, задержан, подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, в отношении его не могут быть избраны заключение под стражу и другие меры пресечения, не может проводиться обыск в его жилище без согласия Центральной избирательной комиссии.
Статья 45. Участие наблюдателей в ходе выборов
Участвующие в выборах кандидаты и политические партии (блоки политических партий) имеют право назначать представителей для наблюдения за ходом выборов. Каждый кандидат и каждая политическая партия (блок политических партий), участвующие в выборах, могут назначать наблюдателей в количестве, равном числу избирательных участков избирательного округа, по которому баллотируется его кандидатура или список кандидатов, при условии, что наблюдатель, назначенный политической партией (блоком политических партий) по многомандатному избирательному округу считается также наблюдателем лица, выдвинутого кандидатом по одномандатному избирательному округу от той же партии.
Национальное собрание и Центральная избирательная комиссия Азербайджанской Республики не позднее чем за тридцать дней до выборов должны обратиться к иностранным государствам и международным организациям с просьбой направить на выборы наблюдателей.
Лицам, наблюдающим за ходом выборов, Центральная избирательная комиссия выдает удостоверение по установленной ею форме.
Наблюдатели могут обжаловать решение участковой избирательной комиссии в окружную избирательную комиссию, решения окружной избирательной комиссии - в Центральную избирательную комиссию, решения Центральной избирательной комиссии - в Верховный суд Азербайджанской Республики.
Наблюдатели в день голосования вправе требовать от председателя и членов участковой избирательной комиссии, а также от граждан, находящихся в помещении голосования, соблюдения настоящего Закона и других законов Азербайджанской Республики.
Участковые избирательные комиссии в день голосования должны создать наблюдателям условия для наблюдения за ходом голосования и подсчетом голосов.
Лица, наблюдающие за ходом выборов, не должны вмешиваться в деятельность избирательных комиссий и препятствовать их работе.
Статья 46. Основы предвыборной агитации
После того, как Центральная избирательная комиссия объявит списки кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам, а также кандидатов, выдвинутых участвующими в выборах политическими партиями (блоками политических партий), они могут начинать предвыборную агитацию.
Запрещается в период предвыборной агитации завоевывать голоса избирателей подкупом, подношениями, подарками, раздачей продовольственных или промышленных товаров. Участие в выборах кандидатов в депутаты или политических партий (блоки политических партий), допустивших такие действия, решением Центральной избирательной комиссии запрещается.
Запрещается проведение предвыборной агитации в судах, прокуратуре, в органах полиции и других правоохранительных органах и учреждения, в воинских частях.
Предвыборная агитация может осуществляться в любых формах и любыми способами, за исключением тех, которые нарушают Конституцию и законы Азербайджанской Республики.
Граждане проводящие предвыборную агитацию, обязаны соблюдать общепринятые правила этики.
Статья 47. Условия и порядок пользования средствами массовой информации
Отдельным кандидатам, а также выдвинувшим кандидатов политическим партиям (блокам политических партий) предоставляется право бесплатного пользования государственными средствами массовой информации. Конкретно объем и время радио и телепередач, предназначенных для предвыборной агитации, определяются по согласованию с руководством государственного радио и телевидения Азербайджанской Республики, Центральной избирательной комиссией и распределяются ею по принципу равенства между выдвинувшими свою кандидатуру лицами и участвующими в выборах политическими партиями (блоками политических партий). В период избирательной кампании лицам, выдвинувшим свою кандидатуру, предоставляется не менее 5 минут, а каждой политической партии (блоку политических партий) не менее 45 минут эфирного времени государственного телевидения.
Лица, выдвинувшие свою кандидатуру, могут в период предвыборной агитационной кампании бесплатно опубликовывать в государственных газетах текст предвыборной программы объемом не более 1 машинописной страницы, а каждая участвующая в выборах политическая партия (блок политических партий) - не более 3 машинописных страниц. Агитация в частных средствах массовой информации ограничивается только размерами избирательных счетов.
Запрещается в ходе предвыборной агитационной кампании оглашать результаты опросов общественного мнения о рейтингах отдельных кандидатов и кандидатов выдвинутых политическими партиями (блоками политических партий). Все споры относительно предвыборной агитации решаются Центральной избирательной комиссией по принципу равенства отдельных кандидатов и кандидатов политических партий (блоков политических партий).
Если средствами массовой информации опубликованы или переданы материалы, компрометирующие кандидата в депутаты или участвующую в выборах политическую партию (блок политических партий), то они не позднее чем за четыре для до выборов обязаны предоставить этому кандидату или политической партии (блоку политических партий) возможность высказать ответное мнение.
Статья 48. Запрещение оказывать воздействие на волеизъявление избирателей
В ходе предвыборной агитационной кампании должностным лицам государственных органов, предприятий, учреждений и организаций запрещается, используя служебное положение, проводить в какой-либо форме предвыборную агитацию или другими способами пытаться оказать воздействие на волеизъявление избирателей.
Статья 49. Финансирование предвыборной агитации
Предвыборная агитация финансируется в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией, за счет средств, ассигнованных из бюджета Азербайджанской Республики, а также накопленных независимыми кандидатами в депутаты и политическими партиями (блоками политических партий) в специальных избирательных счетах.
В соответствии со статьей 47 настоящего Закона время, используемое кандидатами на государственном радио и телевидении, публикации в государственных газетах предвыборных программ и списков кандидатов политических партий (блоков политических партий), участвующих в выборах, оплачиваются за счет государственных средств.
Контроль за использованием средств, предназначенных для предвыборной агитации, осуществляют финансовые органы и Центральная избирательная комиссия. В случае, если кандидаты в депутаты и политические партии (блоки политических партий) используют для предвыборной агитации средства внеизбирательных счетов, Центральная избирательная комиссия вправе запретить участие в выборах данных кандидатов в депутаты или политических партий (блоков политических партий). Отчеты об источниках и использовании средств, предназначенных для предвыборной агитации, должны быть опубликованы в печати политическими партиями (блоками политических партий) не позднее чем в пятнадцатидневный срок после выборов.
Статья 50. Запрещение агитации в день выборов
За 24 часа до дня выборов предвыборная агитация запрещается. В помещении для голосования в радиусе 100 метров вокруг него не должно быть никаких средств наглядной агитации. Ответственность за отсутствие в помещении для голосования и в радиусе 100 метров вокруг него средств наглядной агитации несет участковая избирательная комиссия.
Статья 51. Установление образцов избирательных документов
Образцы и формы бюллетеней для голосования, конвертов, документов, печатей, а также образцы их заполнения устанавливаются Центральной избирательной комиссией.
Статья 52. Избирательные бюллетени
Для выборов в Национальное собрание каждому избирателю выдается два бюллетеня, один - для голосования за депутата по конкретному одномандатному округу, другой - за список кандидатов от политической партии (блок политических партий) по многомандатному округу.
В избирательный бюллетень по одномандатному округу включаются в алфавитном порядке кандидаты в депутаты с указанием фамилии, имени, отчества каждого из них и названия политической партии (блока политических партий), выдвинувшей его кандидатуру.
В избирательный бюллетень по многомандатному избирательному округу включаются в алфавитном порядке названия политических партий (блока политических партий), выдвинувших списки кандидатов. В избирательном бюллетене рядом с названием политической партии (блока политических партий) может быть помещена ее эмблема.
Статья 53. Доставка избирательных бюллетеней к местам голосования
Центральная избирательная комиссия за пять дней до выборов обязана доставить избирательные бюллетени в окружные избирательные комиссии. Окружные избирательные комиссии должны сдать избирательные бюллетени в избирательные участки за 24 часа до выборов.
В дипломатических представительствах Азербайджанской Республики и на плавающих под Государственным флагом Азербайджанской Республики судах не позднее чем за десять дней до выборов избирателям должна быть создана возможность для голосования.
Центральная избирательная комиссия ответственна за выпуск и доставку избирательных бюллетеней без нарушения указанных сроков.
Раздел Третий. Проведение выборов
Статья 54. Время и место голосования
Голосование проводится в помещении, указанном участковой избирательной комиссией, в день выборов с 8 до 22 часов. Избиратель голосует в избирательном участке, в список которого включен, если иное не установлено настоящим Законом.
Статья 55. Обеспечение оборудованием помещения в день голосования
Требования относительно оборудования для голосования устанавливает Центральная избирательная комиссия. Кабина для голосования должна быть так установлена, чтобы никто не мог видеть находящегося в ней избирателя.
Текст настоящего Закона должен быть вывешен в каждом избирательном участке в удобном для чтения месте. В помещении для голосования должен быть вывешен список кандидатов, баллотирующихся по соответствующему избирательному округу, и списки кандидатов политических партий (блоков политических партий).
В помещении для голосования не разрешается проводить какие-либо другие политические или общественные мероприятия.
Статья 56. Начало голосования
В день выборов помещение для голосования открывается только в присутствии не менее половины членов участковой избирательной комиссии. Затем председатель участковой избирательной комиссии вместе с ее членами проверяет, пустой ли избирательный ящик, и опечатывает его. Убедившись в том, что помещение для голосования подготовлено к выборам без нарушения установленных требований, председатель участковой избирательной комиссии раздает избирательные бюллетени и списки избирателей членам комиссии и открывает двери помещения для голосования, тем самым объявляя о начале голосования. Количество розданных бюллетеней заносится в протокол подсчета избирательного участка.
Статья 57. Установление личности избирателя
Избиратель, войдя в помещение для голосования, предъявляет члену участковой избирательной комиссии документ, удостоверяющий его личность и гражданство, и расписывается в списке избирателей.
После того как, избиратель расписался в списке, ему выдаются избирательные бюллетени.
Статья 58. Порядок голосования
Получив избирательные бюллетени, избиратель входит в кабину для голосования и заполняет бюллетени.
В бюллетене по одномандатному избирательному округу избиратель оставляет фамилию кандидата в депутаты, за которого голосует, остальные вычеркивает, а в бюллетене по многомандатному избирательному округу оставляет название политической партии (блока политических партий), список кандидатов которой поддерживает, остальные названия вычеркивает.
Заполненные избирательные бюллетени избиратель лично опускает в избирательный ящик.
Испорченный избирательный бюллетень по просьбе избирателя заменяется новым. Член избирательной комиссии, выдавший новый бюллетень, перечеркивает испорченный избирательный бюллетень, расписывается на нем, и этот бюллетень хранится отдельно.
Избиратель, который в силу инвалидности не может самостоятельно заполнить избирательный бюллетень и опустить его в избирательный ящик, может заявить, кому он поручит это (за исключением председателя и члена избирательной комиссии).
В день выборов проживающим в отдаленных местах или в изолированных условиях избирателям, для которых прибытие на место голосования сопряжено с большими расходами или затратой значительного времени, бюллетени должны доставляться не менее, чем двумя членами участковой избирательной комиссии.
Статья 59. Проведение голосования в дипломатическом представительстве
Голосование в дипломатическом представительстве Азербайджанской Республики может быть проведено в рабочее время, для чего может быть выделено в течение дня не менее четырех часов. Список дипломатических представительств, в которых предстоит голосование, и дни голосования (для каждого дипломатического представительства не менее пяти дней) устанавливаются Центральной избирательной комиссией по согласованию с Министерством иностранных дел. Ответственность за организацию голосования несет руководитель дипломатического представительства.
Статья 60. Проведение голосования на судах, плавающих под Государственным флагом Азербайджанской Республики
Если судно плавающее под Государственным флагом Азербайджанской Республики, вышло из порта Азербайджанской Республики не позднее чем за шесть дней до выборов и не вернулось ко дню выборов, либо в силу других причин член экипажа или пассажир судна, имеющий избирательное право, не может проголосовать на своем избирательном участке, то голосование проводится на судне. Список судов, где предстоит голосование, и время голосования на каждом судне устанавливаются Центральной избирательной комиссией по согласованию с компетентными государственными органами. Каждому избирателю на судне предоставляется возможность для голосования. За проведение голосования на судне несет ответственность капитан судна.
Статья 61. Порядок проведения голосования в дипломатических представительствах Азербайджанской Республики и на судах, плавающих под Государственным флагом Азербайджанской Республики.
Порядок проведения голосования в дипломатических представительствах Азербайджанской Республики и на судах, плавающих под Государственным флагом Азербайджанской Республики, устанавливает Центральная избирательная комиссия Азербайджанской Республики.
Статья 62. Проведение голосования в воинских частях
Голосование в частях Вооруженных Сил Азербайджанской Республики внутренних и пограничных войск Азербайджанской Республики, в частях других вооруженных формирований, предусмотренных законодательством, проводится в образуемых в них избирательных участках.
Статья 63. Проведение голосования в лечебных учреждениях, социальных учреждениях опекунства и попечительства
Обитатели лечебных учреждений, социальных учреждений опекунства и попечительства, способные передвигаться, голосуют в этих учреждениях самостоятельно в помещении для голосования, отведенном в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией.
Лишенных возможности передвигаться обитателей социальных учреждений опекунства и попечительства посещают специально выделенные для этого члены участковых избирательных комиссий. Участвующее в голосовании лицо в условиях, созданных ему для обеспечения тайны голосования, должно лично заполнить избирательный бюллетень и вложить его в конверт для голосования. При необходимости он может воспользоваться помощью доверенного человека. По указанию руководителя лечебного учреждения, социального учреждения опекунства и попечительства может быть запрещено причинение больным, находящимся в тяжелом состоянии, беспокойства в связи с голосованием.
Если медицинская комиссия в порядке, установленном Министерством здравоохранения, даст заключение в отношении лица, которое в связи с хронической душевной болезнью, слабоумием или кратковременным нарушением психики во время голосования не осознает суть своих действий и не может их контролировать, такое лицо также запрещено беспокоить в связи с голосованием.
Статья 64. Проведение голосования в местах лишения свободы
Голосование в местах лишения свободы проводится в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией.
Статья 65. Участие в голосовании граждан Азербайджанской Республики, в отношении которых на время предварительного следствия избрана мера пресечения в виде заключения под стражу или содержащихся до вступления приговора суда в законную силу в изоляторах
Граждане Азербайджанской Республики, в отношении которых на время предварительного следствия избрана мера пресечения в виде заключения под стражу или содержащиеся до вступления приговора суда в законную силу в изоляторах, участвуют в голосовании по выборам в Национальное собрание в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией.
Статья 66. Соблюдение общественного порядка при проведении выборов
При проведении выборов необходимо соблюдение общественного порядка. Члены соответствующей участковой избирательной комиссии вправе предложить лицам, нарушающим в местах голосования общественный порядок и спокойствие, покинуть помещение для голосования.
Раздел Четвертый. Определение результатов выборов
Статья 67. Учет избирательных бюллетеней
После закрытия помещения для голосования председатель и члены избирательной комиссии собирают неиспользованные избирательные бюллетени, пересчитывают их и проверяют наличие незаконно выданных бюллетеней.
Неиспользованные и испорченные избирательные бюллетени подсчитываются и погашаются, помещаются в специально предназначенные для этого конверты и опечатываются.
Статья 68. Подсчет числа избирателей, проголосовавших на избирательном участке
В соответствии со списком избирателей избирательного участка определяется число избирателей на избирательном участке и число проголосовавших избирателей.
Участковая избирательная комиссия осматривает избирательный ящик c тем чтобы определить вероятность его вскрытия или другие признаки, свидетельствующие об извлечении из него избирательных бюллетеней иным путем. При наличии таких признаков составляется акт и подсчет голосов не производится.
Участковая избирательная комиссия, убедившись в том, что избирательный ящик не поврежден, открывает его и приступает к подсчету голосов.
Подсчет голосов производится таким образом, чтобы все присутствующие при этом лица имели возможность наблюдать за этим процессом. Конкретный порядок подсчета голосов устанавливает Центральная избирательная комиссия.
Статья 69. Протоколы подсчета голосов на избирательном участке
На каждом избирательном участке составляется два протокола подсчета голосов - по одномандатному и многомандатному избирательным округам. В протоколы заносятся следующее:
1) число избирателей на избирательном участке;
2) число избирателей, проголосовавших на избирательном участке;
3) число избирательных бюллетеней, выданных членам комиссии;
4) число неиспользованных избирательных бюллетеней;
5) число испорченных избирательных бюллетеней;
6) число недействительных избирательных бюллетеней;
7) число действительных избирательных бюллетеней.
В протоколы подсчета голосов заносятся также: по одномандатному избирательному округу - число голосов поданных за каждого кандидата в депутаты, по многомандатному избирательному округу число голосов поданных за список кандидатов, выдвинутых от каждой политической партии (блока политических партий).
Оба протокола подсчета голосов на избирательном участке подписываются председателем и членами участковой избирательной комиссии.
Статья 70. Недействительные избирательные бюллетени
Недействительными считаются:
1) избирательные бюллетени, не соответствующие утвержденному образцу;
2) избирательные бюллетени, не заверенные печатью соответствующего избирательного участка;
3) избирательные бюллетени, не принадлежащие соответствующему избирательному округу;
4) избирательные бюллетени, в которых оставлены имена более чем одного кандидата или названия более чем одной политической партии (блока политических партий).
Решение о признании избирательных бюллетеней недействительными принимает окружная избирательная комиссия.
Статья 71. Представление документов по подсчету голосов на избирательном участке в окружную избирательную комиссию
Участковая избирательная комиссия поместив в конверт все избирательные бюллетени, включая недействительные и неиспользованные, протоколы подсчета голосов, списки избирателей и другие избирательные документы опечатывает его в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией.
Конверты не позднее 12 часов после завершения голосования представляются в окружную избирательную комиссию, если иное не установлено Центральной избирательной комиссией.
Центральная избирательная комиссия и Министерство внутренних дел обязаны обеспечить перевозку избирательных документов и безопасность перевозящих их лиц.
Статья 72. Подсчет голосов в окружной избирательной комиссии
После получения от избирательных участков всех документов по подсчету голосов окружная избирательная комиссия приступает к подсчету голосов.
Статья 73. Другие протоколы подсчета голосов в избирательном округе
В соответствии с протоколом подсчета голосов на избирательных участках окружная избирательная комиссия устанавливает:
1) число поданных голосов, действительных бюллетеней на избирательных участках;
2) число недействительных избирательных бюллетеней в избирательном округе;
3) число голосов, поданных за каждого кандидата (каждый список кандидатов).
Эти данные вносятся в протокол подсчета голосов по округу, который подписывается председателем и членами окружной избирательной комиссии. В том же порядке составляется отдельный протокол о результатах выборов по одномандатному избирательному округу.
Статья 74. Установление результатов выборов по одномандатным избирательным округам
Выборы по одномандатным избирательным округам признаются состоявшимися, если в них приняло участие более 50 процентов избирателей, внесенных в списки избирателей соответствующего избирательного округа. Избранным считается кандидат, за которого проголосовало больше половины избирателей, принявших участие в выборах.
Если по избирательному округу баллотировалось более двух кандидатов и ни один из них не был избран депутатом, то Центральная избирательная комиссия не позднее чем в двухнедельный срок проводит повторное голосование с соблюдением требований настоящего Закона.
В повторном голосовании участвуют два кандидата, набравшие наибольшее число голосов во время первого голосования. Избранным после повторного голосования считается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей. Если за каждого из двух кандидатов будет подано равное число голосов, то проводятся повторные выборы.
Если в голосовании по одномандатному избирательному округу приняло участие менее половины избирателей или баллотировались два кандидата и ни один из них не был избран, то не позднее чем в трехмесячный срок проводятся повторные выборы.
Статья 75. Установление результатов выборов по многомандатному избирательному округу
Выборы по многомандатному избирательному округу признаются состоявшимися, если в них приняло участие более 50 процентов всех избирателей.
Политическая партия (блок политических партий) может получить депутатский мандат только в том случае, если за представленный ею список кандидатов проголосовали не менее 8 процентов избирателей, принявших участие в выборах.
Распределение мандатов между политическими партиями (блоками политических партий) осуществляется пропорционально к набранному каждой политической партией (блоком политических партий) числу голосов, на основе методов квоты и остатка.
Для этого, в первую очередь, определяется избирательная квота путем деления общего числа проголосовавших избирателей на число мандатов по многомандатному избирательному округу; эта квота указывает число голосов, требуемых для получения одного мандата. Далее число голосов, набранных каждым основным списком кандидатов политических партий (блоков политических партий), делится на избирательную квоту. Полученная при этом цифра указывает количество доставшихся ему мандатов. Оставшиеся мандаты передаются методом наибольшего остатка, то есть последовательно распределяются между списками кандидатов, у которых больший остаток голосов после предыдущего распределения.
Кандидаты, входящие в один список, получают мандаты в порядке очередности, указанном в уведомительных документах политической партии (блока политических партий).
В случае, если в голосовании по многомандатному избирательному округу участвовало менее пятидесяти процентов избирателей или ни одна из участвующих в выборах политических партий (блоков политических партий) не получила более 8 процентов голосов избирателей, не позднее 6 месяцев проводятся повторные выборы.
Статья 76. Представление документов подсчета голосов по избирательным округам в Центральную избирательную комиссию
Окружная избирательная комиссия помещает документы, полученные от избирательных участков, протоколы подсчета голосов по избирательному округу, протоколы о результатах выборов по избирательным округам и другие избирательные документы в специальный конверт и опечатывает его. Конверты предоставляются Центральной избирательной комиссии в срок, установленный ею.
Статья 77. Присутствие наблюдателей при подсчете голосов и определении результатов выборов
При подсчете голосов в избирательных участках и избирательных округах, а также определении результатов выборов по избирательным округам могут присутствовать наблюдатели политических партий (блока политических партий) и кандидатов в депутаты, а также представители средств массовой информации.
Наблюдатели вправе высказывать мнения и замечания о нарушениях настоящего Закона и других законов Азербайджанской Республики, однако они не должны препятствовать работе избирательных комиссий. Свои возражения наблюдатели могут излагать в письменной форме. Эти возражения вместе с другими избирательными документами избирательного участка представляются в окружную избирательную комиссию. Представителям средств массовой информации запрещается распространять до обнародования сообщения Центральной избирательной комиссии сведения о подсчете голосов и результатах выборов средствами аудио или видеозаписи устно, письменно, либо в иной форме.
Статья 78. Обнародование итогов выборов
Окончательные итоги выборов (за исключением повторного голосования) обнародуются Центральной избирательной комиссией не позднее чем в пятнадцатидневный срок после выборов.
Статья 79. Удостоверение об избрании депутатом
Центральная избирательная комиссия в трехдневный срок после обнародования итогов выборов выдает избранным депутатам удостоверения об избрании депутатом. Все жалобы о невыдаче не позднее чем в трехдневный срок удостоверения об избрании депутатом рассматриваются Верховным судом Азербайджанской Республики. Его решение окончательно.
Статья 80. Замещение выбывших депутатов
В случае смерти депутата, невозможности исполнения им депутатских полномочий или досрочного прекращения его депутатских полномочий:
1) если он избран депутатом на основе мажоритарной избирательной системы, то в одномандатном избирательном округе, где он был избран в порядке, предусмотренном настоящим Законом, проводятся новые выборы;
2) если он избран депутатом по списку кандидатов политической партии (блока политических партий), то первый из кандидатов, входящих в основной список кандидатов, но не избранный депутатом, замещает его, то есть становится депутатом. Если все лица, входящие в основной список кандидатов, избраны депутатами, то выбывшего депутата замещает первый из кандидатов в резервном списке политической партии (блока политических партий) в порядке, установленном в настоящей статье.
Статья 81. Повторные выборы
Повторные выборы проводятся:
1) не позднее чем в трехмесячный срок в избирательных округах, где выборы не состоялись или признаны недействительными;
2) в случаях предусмотренных в статьях 74 и 75 настоящего Закона.
День и порядок проведения повторных выборов устанавливает Центральная избирательная комиссия.
Статья 82. Признание выборов недействительными
Если в ходе выборов совершен подлог избирательных документов или допущены другие незаконные действия, оказавшие серьезное влияние на результаты выборов, выборы признаются недействительными.
Каждый независимый кандидат и каждая участвовавшая в выборах политическая партия (блок политических партий) в течение пяти дней после объявления результатов выборов может подать в Верховный Суд Азербайджанской Республики жалобу на признание выборов недействительными.
Верховный Суд Азербайджанской Республики в пятнадцатидневный срок рассматривает жалобу на признание выборов недействительными. Его решение является окончательным.
Раздел Пятый. Заключительные положения
Статья 83. Лишение депутатского мандата
Депутат лишается мандата:
1) при выявлении неправильного подсчета голосов во время выборов;
2) при выходе из гражданства Азербайджанской Республики или принятии гражданства другого государства;
3) при совершении преступления и наличии вступившего в законную силу приговора суда;
4) если он находится на должности в государственных органах и занимается предпринимательской, коммерческой или другой оплачиваемой деятельностью (за исключением научной, педагогической и творческой деятельности);
5) при личном отказе;
6) при запрещении в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики деятельности политической партии (блока политических партий), к которой принадлежит депутат.
Личный отказ от депутатского мандата признается действительным, если этот отказ включен в стенографический отчет заседания Национального собрания. При этом отказ от депутатского мандата не может быть отозван.
Статья 84. Решение о лишении депутатского мандата
Решение о лишении депутатского мандата принимается:
1) Центральной избирательной комиссией Азербайджанской Республики - в случаях, соответствующих пункту 1 статьи 83 настоящего Закона;
2) Президентом Азербайджанской Республики - в случаях, соответствующих пунктам 2 и 4 статьи 83 настоящего Закона;
3) Верховным судом Азербайджанской Республики, при возникновении спора, - в случаях, соответствующих пунктам 3 и 6 статьи 83 настоящего Закона;
4) Председателем Национального собрания - в случаях, соответствующих пункту 5 статьи 83 настоящего Закона.
В случае возникновения спора по факту занятия депутатом деятельностью, несовместимой с депутатским статусом, этот факт подтверждается в судебном порядке.
Статья 85. Переходные положения
Принимая во внимание наличие переходного периода в государственном строительстве Азербайджанской Республики, решением Центральной избирательной комиссии на первых выборах в Национальное собрание, проводимых на основе настоящего Закона, для отдельных кандидатов и депутатов могут устанавливаться исключения из части первой статьи 35 и пункта 4 статьи 83 настоящего Закона. Число зарегистрированных с подобными исключениями кандидатов в депутаты не может превышать 15 процентов от общей численности депутатов Национального собрания Азербайджанской Республики.
В случаях, предусмотренных в первых частях статей 9 и 13 настоящего Закона, соответствующие полномочия до избрания нового Национального собрания осуществляет Верховный Совет Азербайджанской Республики.
В случае, предусмотренном в статье 82 настоящего Закона, подобные решения до создания Конституционного суда Азербайджанской Республики принимает Верховный суд Азербайджанской Республики.
Срок полномочий народных депутатов Верховного Совета Азербайджанской Республики истекает в день первого заседания избранного на основе настоящего Закона нового Национального собрания.
Статья 86. Вступление в силу Закона
Настоящий Закон вступает в силу с момента подписания.
Президент Азербайджанской Республики
Гейдар АЛИЕВ.
г. Баку, 12 августа 1995 г.
№ 1082.
Закон Азербайджанской Республики
О внесении изменения в статью 78 Закона Азербайджанской Республики "О выборах в Национальное собрание Азербайджанской Республики"
Национальное собрание Азербайджанской Республики постановляет:
1. В статье 78 Закона Азербайджанской Республики "О выборах в Национальное собрание Азербайджанской Республики" (Ведомости Верховного Совета Азербайджанской Республики, 1995 г., № 15-16) слово "семидневный" заменить словом "пятнадцатидневный".
2. Настоящий Закон вступает в силу со дня опубликования.
Президент Азербайджанской Республики
Гейдар АЛИЕВ.
г. Баку, 3 октября 1995 г.
№ 1124.
С поправками от 3 октября 1995 г. № 1124, от 2 апреля 1999 г. № 646-IГ.
О выборах в Национальное Собрание Азербайджанской Республики
(c) Qanun.tk 2