Внеплановая труба
Автор -
Мария БЕЛОВА, аналитик Фонда развития энергетической и инвестиционной политики и проектного финансирования
Зачем на Каспии стоят нефтепроводы, не обеспеченные сырьем
Дан официальный старт строительству нефтепровода Атасу (Казахстан) — Алашанькоу (Китай). Завершить его планируется к середине декабря 2005 г., а полностью ввести в эксплуатацию — в 2006 г. Это уже не первый мощный трубопровод, предназначенный для экспорта нефти из Каспийского региона. Так, осенью 2001 г. с черноморского терминала Южная Озереевка была отгружена первая казахстанская нефть, экспортируемая по трубопроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). А через год состоялась церемония закладки «первого камня» трубы Баку—Тбилиси—Джейхан (БТД), строительство которой должно завершиться в первой половине 2005 г. Возникает вопрос: а не перестарались ли руководители прикаспийских государств в своей приверженности концепции «множественности» путей экспорта углеводородного сырья, благословляя заведомо не обеспеченные нефтью маршруты? Или здесь экономические критерии уступают место чистой политике?
Альтернатива Ближнему Востоку?
Мировое сообщество обратило внимание на Каспийский регион как перспективную нефтегазовую кладовую немногим более десятилетия назад. С тех пор не утихают споры относительно объемов углеводородных запасов Каспия, его роли как потенциального источника энергоносителей, способного обеспечить диверсификацию поставок и снижение зависимости мирового рынка от нефти стран Ближнего Востока. И лишь в одном вопросе масштабная аналитика единодушна: необходимо развивать транспортную инфраструктуру в регионе.
Для нефтегазодобывающих компаний географическое положение Каспийского региона весьма неблагоприятно — удаленность от основных рынков сбыта, отсутствие прямого выхода к открытому морю и необходимость транзита добытой нефти через территории третьих стран. Это автоматически выводит проблему транспорта углеводородного сырья в число основных для реализации проектов освоения нефтегазовых ресурсов Каспия. Отлично понимая, что без создания максимально разветвленной трубопроводной системы потенциал каспийского нефтегазового бассейна может в значительной степени остаться невостребованным, руководство прикаспийских государств, работающие в регионе компании, да и прочие заинтересованные лица и институты проделали значительную работу в этом направлении, и Каспий стал пронизываться векторами различных магистралей.
Вместе с тем, на наш взгляд, экспортный потенциал Каспийского региона в ближайшие 10 лет окажется не столь значительным, чтобы обеспечить заполнение уже существующих, модернизируемых, строящихся и проектируемых трубопроводов. Дабы не быть голословными, предлагаем сопоставить прогнозы по добыче основных нефтегазодобывающих прикаспийских стран с нынешними и будущими мощностями экспортных маршрутов.
Ресурсная неопределенность
Сегодня в силу еще малой геологической изученности региона трудно говорить о его действительных углеводородных запасах. Картина прояснится в ближайшие три—пять лет, когда будут завершены основные геологоразведочные работы — при сохранении их сегодняшних темпов. Однако уже сейчас можно сказать, что в результате проведения буровых работ самые многообещающие результаты были получены не в западной (азербайджанской), а в центральной и северной частях акватории Каспия.
Ничего конкретного пока нельзя сказать и об углеводородном потенциале иранского сектора, поскольку Исламская республика неоднократно заявляла, что приступит к эксплуатации нефтяных и газовых месторождений на Каспии только после определения его правового статуса. Правда, это не мешало Ирану проводить разведывательные работы с шести плавучих платформ в мелководных районах каспийского шельфа. А в конце прошлого года директор Иранской национальной нефтяной компании заявил, что «в ближайшее время после установки плавучих платформ в Каспийском море начнется разведка нефтяных месторождений в глубоководных районах». Так что в скором времени можно ожидать информации о разведанных запасах.
Неопределенность в вопросах ресурсного потенциала региона, в свою очередь, приводит к появлению различных прогнозов и по добыче. Однако надо сказать, что все они являются сопоставимыми. Не исключено, что по мере роста степени изученности региона прогнозные оценки ресурсного потенциала, а следовательно, и объемов добычи, будут более оптимистичными. Правда, с вероятностью 50% возможно и обратное.
По оценкам специалистов, к 2010 г. в Каспийском регионе будет ежегодно добываться немногим менее 200 млн т нефти, причем на долю Казахстана придется более 50% всей добычи, на долю Азербайджана, даже несмотря на открытие перспективных структур на российском шельфе и неудачи на азербайджанском, — около 15—30%. Таким образом, по логике вещей, судьбу каспийских трубопроводных проектов в первую очередь будут определять Казахстан и Азербайджан — государства, способные предоставить на экспорт наибольшие объемы нефти.
Три варианта для Азербайджана
На западном побережье Каспийского моря расположен Азербайджан, издавна считавшийся одной из мировых «нефтяных кладовых». В конце XIX — начале XX в. здесь добывалась половина производимой в мире нефти. Столь же значительна была роль Азербайджана и в период существования СССР: вклад азербайджанских нефтяников в становление, развитие и успешное функционирование нефтяной индустрии страны трудно переоценить.
Получив в начале 90-х гг. прошлого века независимость, Баку в своем дальнейшем развитии также сделал ставку на нефть. Утверждая, что страна, несмотря на более чем полуторавековую историю добычи углеводородов, все еще располагает значительными запасами нефти и газа, Азербайджан заключил с иностранными компаниями 23 нефтяных контракта — так называемых соглашения о разведке, разработке и долевом разделе добычи (СРРДРД). Десятилетие первого из них, так называемого «контракта века», торжественно отмечалось 20 сентября с.г. Однако к более четверти этих контрактов судьба оказалась весьма неблагосклонна.
Продолжит ли Азербайджан свою славную историю богатейшей нефтяной провинции? Едва ли, даже несмотря на то, что объем добываемой в стране нефти растет год от года. Просто ежегодные приросты в размере 100 тыс. т нефти в год (как это было в 2003 г., когда добыча по сравнению с 2002 г. увеличилась с 15,4 млн т до 15,5) нельзя считать впечатляющими с учетом того, какие активные работы ведутся в северо-западном секторе Каспия. К сожалению, перспективы развития нефтедобычи также далеки от того, чтобы считаться оптимистичными.
Например, по прогнозам Wood Mackenzie, к 2010 г. добыча нефти в Азербайджане будет порядка 55 млн т в год. Если учесть внутреннее потребление нефти, которое к 2010 г. составит около 13,7 млн т в год, получается, что экспортные возможности Азербайджана определяются в 40 млн т, или 0,87 млн барр./день (см. рис. 1). То есть добываемой нефти будет достаточно не только для удовлетворения собственных потребностей, но и для осуществления ее экспорта.
До недавнего времени Азербайджан располагал двумя реальными маршрутами транспортировки нефти на мировой рынок: северным — трубопровод Баку—Новороссийск мощностью 7 млн т в год, экспорт «ранней» азербайджанской нефти по которому начался в конце 1997 г., и западным — Баку—Супса — трубой, введенной в эксплуатацию в апреле 1999 г., мощностью 6 млн т в год. Существует и третий маршрут, спроектированный вопреки здравому смыслу, экономической логике и благодаря активному американскому лобби: в сентябре прошлого года, спустя шесть лет после издания указа о создании Рабочей группы, началась материализация основного экспортного трубопровода Баку—Джейхан. Анализу плюсов и минусов этого амбициозного американского проекта посвящены тысячи статей, а посему возвращаться к данному вопросу здесь не имеет смысла. Реальность же такова: на сегодняшний день выполнено почти 90% работ по строительству, трубопровод БТД будет готов к отправке первого танкера с азербайджанской нефтью в первой половине 2005 г.
Однако если сопоставить экспортный нефтяной потенциал Азербайджана с мощностями реально существующих сегодня и реализуемых маршрутов транспортировки, получается следующее (см. рис. 1). При полной загрузке маршрутов Баку—Супса и Баку—Новороссийск с предусмотренной их частичной модернизацией (возможное увеличение пропускной способности трубопровода Баку—Супса до 15—30 млн т в год, Баку—Новороссийск — до 18 млн т в год) страна только к 2008 г. столкнется с проблемой недостатка экспортных маршрутов. К 2010 г. этот недостаток может составить 16 млн т в год (0,32 млн барр./день). При вводе же в эксплуатацию в 2005 г. БТД у Азербайджана возникнет проблема с его заполнением. Даже если страна полностью откажется от использования двух других маршрутов. Что, впрочем, маловероятно. В случае Баку—Супса из-за низких транспортных тарифов — 2,67 долл./т. Для сравнения: тариф за прокачку нефти по маршруту Баку—Джейхан составит порядка 18 долл./т. В случае маршрута Баку—Новороссийск, во-первых, из-за нежелания обострять отношения с Россией, нарушая межправительственное соглашение, подписанное в 1996 г. и на днях в очередной раз продленное до февраля 2006 г., а во-вторых, из-за приверженности идеологии диверсификации экспортных маршрутов.
Таким образом, получается, что при отсутствии значительных открытий углеводородных месторождений на азербайджанском шельфе Каспийского моря к 2010 г. избыток транспортных мощностей к тому времени составит порядка 35 млн т в год (0,7 млн барр./день). В этом, видимо, и кроется причина столь активных совместных действий международных компаний и правительств США и Азербайджана, направленных на вовлечение Казахстана в проект БТД.
…На все четыре стороны
Являясь крупнейшим после России нефтедобывающим государством бывшего СССР, до недавнего времени Казахстан не располагал собственными маршрутами экспорта нефти. Этот факт стал причиной появления значительного числа проектов транспортировки казахстанской нефти по многим азимутам. Северное и западное направления: трубопроводы Атырау—Самара, КТК, Баку—Тбилиси—Джейхан, Транскаспийский нефтепровод (Актау—Баку—Джейхан), Транскавказский транспортный коридор, предусматривающий доставку казахстанской нефти на Черное море по маршруту Актау—Баку с дальнейшей перевалкой в порту Батуми или через порт Супса; маршрут Актау—Махачкала—Тихорецк—Новороссийск, транспортировка нефти по которому осуществляется с использованием танкерного и трубопроводного транспорта; транскаспийская система транспорта нефти (Актау—Баку—Джейхан). Восточное направление: трубопровод Казахстан—Китай. Южное направление: нефтепровод Казахстан—Туркмения—Иран, предполагающий транспортировку казахстанской нефти к терминалам Персидского залива; центральноазиатский нефтепровод (Казахстан—Туркменистан—Афганистан—Пакистан); сделки swap, по условиям которых происходит транспортировка нефти до Ирана по морскому маршруту Актау—Нека, далее трубопроводом до северных НПЗ при использовании схемы замещения нефти в портах Персидского залива.
Сегодня в инфраструктуру поставок нефти Казахстана на внешние рынки входят трубопровод КТК, мощность которого сейчас составляет 28 млн т в год (с дальнейшим ее расширением до 67 млн т), и два транзитных трубопровода — Атырау—Самара и Махачкала—Новороссийск, по которым Казахстан в соответствии с подписанным 7 июня 2002 г. межправительственным соглашением о транзите нефти может транспортировать не менее 15 и 2,5 млн т в год соответственно. Кроме того, потенциал трубопровода Атырау—Самара и намерения казахстанских нефтяных компаний по использованию самарского направления позволяют увеличить его пропускную способность до 30 млн т нефти в год к 2006 г.
Если сопоставить экспортный потенциал и транспортные мощности Казахстана (см. рис. 2), напрашивается вывод о том, что вплоть до 2010 г. республика не будет испытывать потребности в создании новых маршрутов транспортировки. Конечно, при условии постепенного наращивания объемов сделок замещения c Ираном, предусмотренного увеличения пропускной способности трубопровода Атырау—Самара, выхода на проектную мощность КТК и сохранения объемов нефти, экспортируемой из страны по железной дороге в Европу и Китай. В 2010 г. избыток экспортных мощностей будет составлять порядка 10 млн т в год (0,2 млн барр./день).
Полученные нами данные коррелируются с данными, представленными в Государственной программе освоения казахстанского сектора Каспийского моря, согласно которым «на период до 2009 г. существующие транспортные системы достаточны для экспорта всех объемов нефти, добываемых в Казахстане». Несколько расширяя горизонт планирования и выходя за рамки 2010 г., а также опираясь на данные вышеупомянутой программы, получаем, что республике только «при добыче нефти свыше 92 млн т в год с 2009 г. потребуется строительство первого нового экспортного трубопровода», а «с достижением роста добычи нефти до 140 млн т в год к 2012 г. потребуется строительство второго нового экспортного трубопровода».
И всё же…
В связи с вышеизложенным несколько преждевременным выглядит начало строительства первого в республике экспортного нефтепровода, по которому Казахстан сможет поставлять углеводородное сырье на внешние рынки, минуя территорию России. Речь, конечно же, идет о трубопроводе Атасу—Алашанькоу. Едва ли причины такой «работы на опережение» кроются в желании уйти от транспортной зависимости от России. Тем более что, по словам министра Минпромэнерго РФ Виктора Христенко, «мы сегодня ведем с Казахстаном перспективную работу по нефтяному и газовому балансу, в том числе и для того, чтобы обеспечить совершенно четкие приоритеты под перспективные проекты развития трубопроводного транспорта». «Внеплановое» строительство трубы может быть продиктовано, во-первых, стремлением Казахстана занять пока еще относительно свободную рыночную нишу на растущем нефтяном рынке Китая. Во-вторых, желанием мягко, в духе по-восточному мудрой и осторожной политики Нурсултана Назарбаева намекнуть Азербайджану о своей незаинтересованности в трубопроводе Баку—Джейхан. Ведь свободной экспортной нефти у Казахстана, в том числе для проекта Казахстан—Китай, не будет вплоть до 2012 г.
И даже если ни одна из указанных причин не является истинной, факт остается фактом: казахстано-китайская труба будет построена, и произойдет это в самое ближайшее время. Таким образом, к 2010 г. на Каспии сложится следующая ситуация: в регионе будут наличествовать два не обеспеченных нефтью трубопровода. При этом, правда, в отличие от Баку—Джейхана казахстанская труба в Китай (и по географическим, и по экономическим соображениям) может быть заполнена российской нефтью.
Действительно, российские компании, работающие в Западной Сибири, могут быть заинтересованы транспортировать свою нефть через Казахстан в Китай, используя для этого мощности построенного еще в конце 80-х гг. нефтепровода Омск—Павлодар—Чимкент—Туркменабад, хотя бы потому, что он напрямую соединен с магистральными трубопроводами «Транснефти». Актуальность этого направления возрастает еще и по причине задержки или вообще отказа от реализации собственного российского трубопроводного проекта экспорта нефти в Китай. А посему вопрос о том, являются ли 2,7 млрд долл., необходимых для прокладки первой очереди трубопровода Баку—Джейхан, приемлемой ценой для достижения непосредственно не связанных с нефтяным бизнесом политических целей, остается открытым…
Источник: Политический журнал
№ 38 (41) / 18 октября 2004 |