Rambler

Начало
Главная
Мои проекты
Выборы-2008
Аналитика
Законы
Карабах
Библиотека
Фото Баку
Сегодня в мире
Шоу-бизнес
Ссылки

Rambler's Top100

 

Интересы и предрассудки

Автор - Николай ИВАНОВ.

Непоправимое случилось: путь большой нефти Каспия на Запад в обход России открыт. Торжества по поводу ввода в строй нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД) прошли без России – ее представитель, посол по особым поручениям Игорь Юсуфов, сказался больным. Здоровых чиновников, способных адекватно оценить это событие, в нашей стране не нашлось.

В Москве всплыли многолетние наслоения каспийской мифологии – реальные и мнимые опасения, подозрения, обиды, разочарования. А в Баку также с перехлестом разрастались надежды, аппетиты и предвкушения – праздновали те, кто сможет добывать и экспортировать свою нефть, те, кто сможет получать доходы от транзита чужой нефти по своей территории, те, кто решил, что на этот раз окончательно и бесповоротно избавился от опеки Москвы и отныне будет отчитываться только перед доверчивыми кураторами из вашингтонского обкома.

Кому что

Игры закончились, праздник тоже, пора трезветь. Кто и что получил в действительности? Азербайджан и инвесторы азербайджанских нефтяных проектов получили трубопроводный выход к глубоководному порту на Средиземном море. Там можно загружать супертанкеры, которыми выгодно доставлять нефть куда угодно – хоть за океан. В нагрузку к этой радости – головная боль: чем заполнять новую трубу, если азербайджанской нефти не хватит на то, чтобы окупить строительство? Но головная боль может обернуться дополнительными доходами от транзита, если к трубе подключить нефть Казахстана. Казахстан в принципе не против: у его нефтяных инвесторов появляется транспортная альтернатива – это повышает привлекательность местных активов. А не «в принципе» – еще поторгуется за более выгодные условия участия.

Турция получила возмещение за потери, которые несла после начала американских операций в Ираке. Дело в том, что к порту Джейхан подходит нефтепровод с севера Ирака. Трубопровод долгое время простаивал, Турция оставалась без транзитных доходов. Теперь к Джейхану пришла другая нефть. Жизнь налаживается. Радуются и курдские повстанцы – им наконец есть что взрывать на своей земле.

Правда ли, что на этот раз Россия оказалась за бортом большой каспийской игры? Этого не может быть по определению: без России Каспий неполный. Более того, возможности для реализации своих интересов у России есть, и, рискнем предположить, они только расширяются.

Богатство этих возможностей даже не зависит от того, что понимать под национальными интересами. Развитие событий на Каспии может помочь России добиться прямо противоположных результатов – как международной изоляции страны, так и расширения взаимовыгодного сотрудничества в одном из ключевых регионов бывшего СССР – в точке пересечения интересов Востока и Запада. В любом случае Россия остается в игре. Выбор за Москвой.

Большой пирог

Количественные оценки углеводородных запасов Каспия с течением времени менялись драматически – в зависимости от исторического момента, целей оценки и реальных геологических достижений. В начале каспийского ажиотажа в середине 90-х Госдеп США приравнивал нефтяные ресурсы Каспия к ресурсам Саудовской Аравии (около 200 млрд баррелей). Потом ожидания были скорректированы на порядок в сторону уменьшения и корректируются до сих пор с каждой новой сухой скважиной или с обнаружением незначительных запасов газа вместо значительных запасов нефти.

Путаница в оценках и череда геологических неудач не помешали США назвать каспийский регион зоной своих национальных интересов. Считается, что главный экономический интерес Америки состоит в том, чтобы создать альтернативу нефти Персидского залива и не зависеть от ценовых аппетитов арабских шейхов. Но достижима ли эта цель, может ли каспийская нефть существенно повлиять на мировую конъюнктуру – пока неясно. Как неясно и главное: в какой степени реальное соотношение спроса и предложения на рынке влияет на уровень цен, тем более что освоение ресурсов Каспия выгодно лишь при достаточно высоком ценовом уровне.

Кроме того, вашингтонская администрация традиционно считается лоббистом интересов американских нефтяных гигантов. Преумножить число участников рынка, усилить на нем роль своих игроков, лишить страны ОПЕК «контрольного пакета» и в результате привнести на рынок большую стабильность и предсказуемость – такая цель выглядит более реальной. И, кстати, эта цель должна полностью отвечать интересам России, более других стран страдавшей от превратностей нефтяной конъюнктуры.

А открытие крупных запасов еще возможно, но наиболее вероятно в малоизученной северной части Каспийского моря, входящей в зону влияния России и Казахстана. Слабая геологическая изученность вызвана тем, что мелководный север Каспия – заповедная зона, где в советские времена геологоразведка была запрещена. Там набираются сил осетровые рыбы, чтобы потом вдоль казахского и туркменского побережья отправиться в Иран, где умеют засаливать и продавать лучшую в мире черную икру. Но при новых технологиях нефтедобыча возможна и без ущерба для осетров – если не впадать в другую крайность и в нефтяном угаре не пренебрегать экологическими требованиями.

Таким образом, большая нефть Каспия еще может иметь российское происхождение. И короткий путь к глубоководным портам в обход турецких проливов еще понадобится российским нефтяникам.

Не быть жертвой

Так почему-то исторически сложилось, что уже второе десятилетие Россия играет на Каспии зависимую роль – роль жертвы интриг, чужой алчности, агрессивности и просто обстоятельств. Редкие и бессистемные попытки продемонстрировать государственную волю российским руководителям пока не удаются: участники каспийской политики на команды и окрики из Москвы не реагируют, предупреждениями пренебрегают, договоренности нарушают и вообще к ведущей и определяющей роли России в регионе относятся с недоверием. И, напротив, фактически соглашаются с тем, что политику в регионе определяет другая воля – Соединенных Штатов. В этом понимании едины и международные нефтегазовые компании, и правящие кланы прикаспийских стран (не всех пока, но у Туркмении и Ирана еще будет случай избавиться от заблуждений). И дело не в страхе перед мощью сверхдержавы. Просто дружить с Вашингтоном выгодно.

Что может предложить соседям по Каспию Москва? Военную поддержку? Да, этот бронепоезд еще стоит на запасном пути: три года назад, после провала попытки утвердить статус Каспия на пятисторонней встрече лидеров прикаспийских государств в Ашхабаде, Владимир Путин демонстративно отправился инспектировать Каспийскую военную флотилию. Неизвестно, успешно ли освоены те 300 млн долл., которые Путин обещал им тогда на модернизацию, и насколько в результате повышена боеготовность флотилии, но ясно, что объединяющей каспийской идеей военная мощь России не стала.

Если не выдумывать свои шахматы с новыми правилами, а научиться хорошо играть в существующие, может оказаться, что России не обязательно быть ни жертвой, ни единственным победителем. Можно, например, разделить общий успех. И возможности для такой игры у России есть. Это тот вариант частно-государственного партнерства, который принят на Западе (в отличие от того, что подразумевало российское правительство), – когда государство достигает своих стратегических целей усилиями частных компаний на основе общности интересов (а не просто за их счет).

Один пример. Американская ChevronTexaco недавно приобрела за 16 млрд долл. другую американскую компанию – Unocal, наиболее привлекательные активы которой – 10% в азербайджанском «проекте века» (освоение шельфовых месторождений Азери–Чираг–Гюнешли – АЧГ), 8,9% в консорциуме инвесторов нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД) и 10,28% участия в нефтепроводе Баку – Супса (Грузия). Зачем им это? Помимо участия в азербайджанском проекте «Шеврон» получит возможность транспортировать свою казахскую нефть – компания является оператором и владельцем 50% акций компании «Тенгизшевройл», добывающей нефть крупнейшего казахстанского месторождения Тенгиз. А как участник консорциума инвесторов БТД будет перекачивать нефть по тарифу 24 долл. за т. Для сторонних компаний тариф – 30 долл.

Другой пример. Российский ЛУКОЙЛ был одним из участников азербайджанского «проекта века», но прислушался к мудрым рекомендациям Кремля и во «враждебный» консорциум инвесторов БТД не вошел. В результате компания оказалась в глупом положении: добытую нефть она была бы вынуждена транспортировать на невыгодных условиях «для посторонних». Доля в АЧГ была продана японцам.

В первом случае сделка меняет геополитический расклад на Каспии: Казахстан теперь при всем желании не сможет остаться в стороне от сотрудничества с Азербайджаном. Можно предположить, что от этого сотрудничества две страны как минимум не проиграют. Влияние США усилилось, хотя понятно, что частная компания потратилась не на абстрактные геополитические цели по указке из Вашингтона. Во втором случае Россия по собственной воле утратила часть влияния с ущербом для интересов своей частной компании.

Налицо в одном случае совпадение интересов бизнеса и государственной политики, в другом – отсутствие государственной политики и игнорирование интересов бизнеса.

Никто не идеален

Безусловно, государственные и частные интересы совпадают не всегда. Американским компаниям заказано сотрудничество с Ираном. Между тем общепризнано, что наиболее короткий и выгодный путь каспийской нефти на мировой рынок пролегает через Иран к глубоководному порту на острове Харг в Персидском заливе. Но почему этот путь не осваивают компании из других стран, не делящих государственные режимы по принадлежности к «оси зла»?

Препятствие заключается в политике официального Тегерана: по иранским законам нефтепроводы могут находиться только в государственной собственности. А желающих так рисковать своими инвестициями в мире немного. Поэтому оптимальный путь не задействован, отчасти поэтому же Иран остается на обочине не только каспийской, но и мировой политики.

Такой подход возобладал и в России. Официальная позиция Москвы сформулирована министром промышленности и энергетики Виктором Христенко: «Надо помнить, что госконтроль над инфраструктурой – залог энергетической безопасности страны». Отличие от позиции Ирана состоит в том, что в России частные компании, пользуясь услугами государственной «Транснефти», автоматически финансируют строительство новых нефтепроводов. А как страдает энергетическая безопасность России от неподконтрольного государству Северо-Каспийского нефтепровода КТК? Как-то, видимо, страдает, раз российское правительство настаивает, что транспортировать нефть по системе КТК через территорию России должно быть невыгодно. Стоит ли удивляться, что большая нефть стремится пойти дешевым и безопасным путем – в обход России?


Источник: Политический журнал № 22 (73) / 20 июня 2005

Новости Азербайджана

 

Новости спорта

Курсы валют

Погода

Знакомства по всему миру

Я
Ищу

Город/Страна

[Поиск] [Расш. поиск]

Обмен ссылками

Здесь может быть кнопка Вашего сайта