Rambler

Начало
Главная
Мои проекты
Выборы-2008
Аналитика
Законы
Карабах
Библиотека
Фото Баку
Сегодня в мире
Шоу-бизнес
Ссылки

Rambler's Top100

 

Школа геополитики

Автор - Арон Цыпин, 25 мая 2005 г.

Сегодня в эксплуатацию официально передан самый важный с геополитической точки зрения нефтепровод мира. Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), берущий свое начало у терминала Сангачалы, вблизи Баку, имеет протяженность 1768 километров. Он пересекает на своем пути от Каспийского моря до турецкого средиземноморского порта Джейхан горную гряду высотой почти 3000 метров, в общей сложности 1500 рек. По всей своей длине он в целях защиты от диверсий закопан в землю. Стоимость строительства: почти $3 миллиарда.

Большая часть из этих денег - кредиты Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития. Оба финансовых института являются фактически представителями США в финансовом мире.

Эксперты отмечали, что в Азербайджане совсем не так уж и много нефти, чтобы оправдать строительство нефтепровода мощностью миллион баррелей в день. Потребности Азербайджана до сих пор с избытком обеспечивал российский нефтепровод Баку - Новороссийск

Если же говорить о решении проблемы перегруженности Босфорского пролива, на которую жаловалась Турция, то более коротким был бы маршрут от Каспийского моря к иранскому побережью Персидского залива.

Однако и Россия, и Иран для США - в равной степени нежелательные партнеры в решении проблем нефтяного транзита.

Нефтепровод БТД был построен, прежде всего, потому, что этого хотели США. Дело в том, что со стратегической точки зрения Соединенные Штаты одним ударом убивают сразу несколько мух. Во-первых, они привязывают государства Каспийского бассейна к своему нефтепроводу. БТД - первый крупный нефтепровод на пространстве бывшего Советского Союза, который не проходит по российской территории.

Во-вторых, сборы за транзит нефти пойдут не России,а союзникам США: Азербайджану, Грузии и Турции. Одна только Грузия будет получать ежегодно $50 млн. - для нищей Грузии, это 10%ВВП.

И поскольку о своем интересе к нефтепроводу БТД заявил недавно Казахстан, то его экономичность можно считать обеспеченной. Казахстан, предположительно, войдет через десять лет в число пяти крупнейших в мире экспортеров нефти. Казахское руководство, находится на Западе под огнем критики. Потенциально именно Казахстан примет следующую "оранжевую революцию" на постсоветском пространстве.

И было очень интересно наблюдать, как по мере раскручивания антикоррупционных антиназарбаевских скандалов в США и победного шествия "оранжевых революций" по пространству СНГ менялась позция Казахстана по отношению к нефтепроводу. От неприезда представителя Казахстана на церемонию подписания проекта до готовности построить крупный перевалочный терминал на побережье Каспийского моря.

В этом случае нефть можно было бы перебрасывать к изначальному терминалу нефтепровода БТД через Каспийское море танкерами, а оттуда - по нефтепроводу. По этому маршруту можно транспортировать на Запад большую часть нефти с казахского месторождения Кашаган, которое считается крупнейшим из открытых за последние двадцать лет.

При строительстве нефтепровода БТД политика главенствовала, и все прочие интересы вынуждены были отступить на второй план - в том числе экологические, (Нефтепровод проходит по зоне национального заповедника Боржоми и по потенциально сейсмоопасным территориям) При чем тут экология? А вот посмотрим причем, когда Турция в очередной раз ужесточит экологические требования к проходящим через Босфор российским танкерам.


Источник: Полит.ру

Новости Азербайджана

 

Новости спорта

Курсы валют

Погода

Знакомства по всему миру

Я
Ищу

Город/Страна

[Поиск] [Расш. поиск]

Обмен ссылками

Здесь может быть кнопка Вашего сайта