Югоосетинское противостояние. Итоги и прогнозы
БАКУ, 20 августа – «Новости-Азербайджан». Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости/ Россия завершила операцию «по принуждению к миру», проводившуюся на территории Южной Осетии, Абхазии и Грузии. Руководство страны и Вооруженных сил объявило об отводе войск из зоны конфликта. Об окончании конфликта между Грузией и непризнанными республиками говорить рано, но итоги военной операции России подвести уже можно. Кроме того, можно подвести итоги ряда мировых процессов и спрогнозировать возможные сценарии дальнейшего развития ситуации.
Итак, противоречия, копившиеся между Россией и Западом, прежде всего США, с конца 90-х годов, вырвались на поверхность, маски благодушной политкорректности и сотрудничества в мировой борьбе против терроризма оказались сорваны, и мы наблюдаем начало нового витка истории – и это вновь история противостояния двух сверхдержав, каждая из которых стремится кроить мир под себя.
Как и всякая лавина, эта началась с песчинки - с попытки Грузии навести на территории Южной Осетии «конституционный порядок». На данной операции стоит остановиться чуть подробнее. Многогранное выражение «наведение конституционного порядка» в различные исторические моменты может скрывать едва ли не диаметрально противоположные понятия, однако, в основе оно обладает некоторыми базовыми характеристиками, которые должны присутствовать в любой операции, претендующей на то, чтобы называться таким образом.
Насколько данным характеристикам соответствовала операция по восстановлению конституционного порядка, которую Грузия решила провести на территории Южной Осетии?
Первая характеристика – избирательное огневое воздействие по незаконным вооруженным формированиям, минимизация потерь гражданского населения. Очевидно, не совпадает с реальностью – грузинская артиллерия обстреливала Цхинвал и окрестные села, известны многочисленные факты убийств и насилия над мирными жителями.
Вторая, не менее важная характеристика – гуманитарная составляющая, выраженная в стремлении к скорейшему восстановлению нормального порядка и условий обитания граждан в зоне операции. Наличие этой составляющей доказывается развертыванием в зоне операции сети пунктов оказания медпомощи, полевых госпиталей, запасов продовольствия, воды и прочих товаров первой необходимости, с целью облегчения существования мирных жителей в условиях военной операции. Ничего из этого Грузией сделано не было.
В совокупности, действия Грузии перед началом вторжения в Южную Осетию и в ходе операции заставляют прийти к выводу, что целью грузинского руководства было уничтожение негрузинского населения Южной Осетии или его вытеснение в Россию. Такие действия характеризуются уголовным кодексом РФ как геноцид.
В дополнение Грузия пошла на прямое нарушение международных норм, открыв огонь по российским миротворческим подразделениям, причем в обстреле принимали участие и грузинские миротворцы.
По совокупности всех этих характеристик российская реакция на обстрел и последующее вторжение грузинских войск, начавшееся в ночь с 7 на 8 августа 2008 года была абсолютно правомерной – боевые группы 58-й армии Северокавказского военного округа (СКВО) начали выдвигаться на помощь миротворцам. Уже ночью 8 августа появились первые сообщения об авиационных ударах по грузинским войскам – многие военные специалисты считают, что только благодаря им югоосетинские ополченцы смогли отбить первый штурм Цхинвала.
После полудня в районе города началось развертывание российских сухопутных подразделений – первые ВМГ (войсковые маневренные группы) вышли к Цхинвалу и вступили в бой. Тогда же сложилось и «разделение ролей» - бои в населенных пунктах вели местные ополченцы и добровольческие формирования, российские войска вступали в бой лишь в случае появления более-менее крупных сил грузинской армии, которые были ополченцам «не по зубам». Кроме того, Россия взяла на себя подавление грузинской артиллерии, а ВВС России начали наносить удары по тыловой инфраструктуре Грузии.
Российские спецподразделения, кроме того, взяли на себя задачу по нейтрализации грузинского спецназа – в частности, по имеющейся информации, именно успешные противодиверсионные действия российского спецназа позволили предотвратить подрыв грузинскими диверсантами Рокского тоннеля – основной магистрали, связывающей Россию и Южную Осетию. Подрыв тоннеля мог бы крайне осложнить операцию – пропусканная способность остальных трасс явно недостаточна.
Бои в районе Цхинвала продолжались трое суток – к исходу третьих суток грузинская артиллерия была либо уничтожена, либо оставила позиции, позволяющие вести обстрел города, а грузинские сухопутные подразделения вышли из города. Следует отметить, что в течение всей операции российская армия была связана рядом политических ограничений, препятствовавших применению тяжелого вооружения по населенным пунктам, что, в частности, серьезно ограничивало возможности контрбатарейной борьбы.
В течение всей операции – до 12 августа включительно - российские ВВС наносили удары по военной инфраструктуре Грузии, лишая ее вооруженные силы возможности продолжать войну. В операции был также задействован флот – боевая группа кораблей Черноморского флота начала патрулирование побережья Абхазии и Грузии.
К 11 августа грузинская армия перестала существовать как организованная сила – весь мир обошли кадры бегства грузинских военных из Южной Осетии, Гори, и других районов. Подразделения бежали на юг, в основном в район Тбилиси, бросая боевую технику. Тем временем вооруженные силы России, совместно с абхазскими и южноосетинскими формированиями, перенесли боевые действия уже на территорию собственно Грузии, захватывая брошенную бронетехнику и ликвидируя остатки военной инфраструктуры.
12 августа Дмитрий Медведев объявил о завершении операции.
Пятидневная война продемонстрировала как сильные, так и слабые стороны российской армии. С одной стороны, скорость выдвижения, методичность и планомерность в подавлении грузинской артиллерии и тыловой инфраструктуры, успешные противодиверсионные действия, быстрый распад грузинской армии – позволяют высоко оценить действия российских командно-штабных структур всех уровней. С другой – был продемонстрирован ряд недостатков – недостаточно полное подавление ПВО и ВВС Грузии, отсутствие в боевых подразделениях новейших систем вооружения и боевой техники, явное устаревание средств связи.
Часть недостатков признана и военным руководством России – так, генерал-полковник Ноговицын, в течение всей операции освещавший действия российских войск для прессы, признал, что потеря Ту-22МР выявила недостатки в боевой подготовке ВВС.
Параллельно военной операции разворачивалась информационная и дипломатическая война – российские представители в ООН и НАТО Виталий Чуркин и Дмитрий Рогозин, глава МИД Сергей Лавров, и высшие лица страны – премьер-министр и президент России – активно выступали по всем каналам, защищая позицию России и доказывая ее правоту. Вкупе с практически единой позицией российской прессы, это позволило избежать обычного для последних 20 лет безоговорочного проигрыша информационной войны – сторонники российской позиции нашлись даже в Западной Европе. Фактически безусловную поддержку Грузии оказали лишь США, Великобритания и некоторые страны Восточной Европы, и то – эта поддержка не зашла дальше сочувственных слов и требований к России о немедленном выводе войск.
Таким образом, всему миру было продемонстрировано отсутствие единства Запада по столь принципиальному вопросу как «защита молодой демократии», а в политике заявила о себе новая геополитическая реальность – блок – пусть даже временный – России и стран Западной Европы (таких как Германия, Франция, Италия, отчасти Испания) против США и стран Восточной Европы.
Более того, поддержку России выразил даже традиционный, казалось бы, геополитический противник – Турция. Турецкий премьер, прилетевший на переговоры в Москву, поддержал усилия России по умиротворению региона. В дальнейшем поступила информация об отказе Турции пропустить в Черное море американские военные корабли.
Тем не менее, объявить Россию победителем в информационной войне нельзя – мощь противостоящего информационного потока остается слишком большой. Скорее всего, ситуацию можно определить как ничейную.
Прогнозировать дальнейшее развитие ситуации достаточно сложно – позиции основных игроков на мировой арене – а в данном случае, это, безусловно, Россия и США – выглядят непримиримыми. Россия явно ведет дело к признанию государственной независимости Южной Осетии и Абхазии, а уголовное дело, возбужденное российскими правоохранительными органами по статье «Геноцид», подразумевает ответственность руководителей операции с грузинской стороны, включая руководство страны. В орбиту конфликта втянуты и соседние страны – например, Украина, где резко обозначилось углубление политического кризиса.
Понимая, что любой прогноз в данной, постоянно меняющейся ситуации, окажется неточным и скорее всего – неверным, тем не менее можно попытаться спрогнозировать общие тенденции развития ситуации. Очевидно, что мир за прошедшие две недели изменился коренным образом – противоречия между Россией и США, долгое время прятавшиеся под политкорректными завесами, вышли на первый план. Ни Россия, ни США не намерены уступать – и исходя из данного обстоятельства можно прогнозировать новый виток холодной войны и глобального противостояния двух держав, от постсоветского пространства до Латинской Америки.
Стала очевидной антироссийская направленность разворачиваемой системы ПРО США, после того как Польша согласилась войти в проект в обмен на предоставление современных систем ПВО для защиты от российского удара. Российские же официальные лица вновь подтвердили что в случае конфликта сооружения системы ПРО будут первоочередной целью.
Непосредственно в регионе, скорее всего, следует ожидать в обозримом будущем очередную смену власти в Грузии – Михаил Саакашвили, проигравший войну и лично поведший себя не лучшим образом – не пользуется популярностью ни у себя в стране, ни на Западе. Не стоит, однако, надеяться на победу пророссийских сил – они в настоящее время занимают слишком слабые позиции в грузинском обществе, чтобы надеяться не что-то серьезное.
Стоит ждать также и демонтажа СНГ в его нынешнем виде – страны-союзники России будут, очевидно, углублять сотрудничество в рамках ОДКБ и ШОС, которая вскоре может пополниться новыми членами. |