Rambler

Начало
Главная
Мои проекты
Выборы-2008
Аналитика
Законы
Карабах
Библиотека
Фото Баку
Сегодня в мире
Шоу-бизнес
Ссылки

Rambler's Top100

 

Дело - "труба"

Фактическое двоевластие в Украине мешает реализации проекта Одесса - Броды

Region Plus 15.08.08 Эльдар ПАШАЕВ, Баку. Всем известный конфликт между президентом и премьер-министром Украины Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко продолжает набирать обороты. Секретариат президента и Кабинет министров постоянно обвиняют друг друга во всех смертных грехах. Столь жесткая борьба затронула и нефтепровод «Одесса – Броды», события вокруг которого стали одним из элементов уже разворачивающейся в Украине президентской предвыборной кампании.
Нефтепровод «Одесса - Броды» строился на протяжении 1996-2001 годов и изначально предполагался для транзита каспийской нефти в обход России в Центральную Европу, а в перспективе - и в порты Балтийского моря. Его протяженность составляет 674 км, а мощность – 9 млн. тонн в год. В конце мая 2003 года Украина, Польша и ЕС подписали декларацию, в которой поддержали проект транзита каспийской нефти по магистрали и ее достройки до Плоцка. Однако труба пустовала целых три года. После долгих разногласий о выгодах аверсного и реверсного использования «Одесса - Броды» в 2004 году было принято решение о начале его работы все-таки в реверсном режиме, в партнерстве с Россией. Недовольство таким развитием ситуации высказали Евросоюз и особенно Польша. Определенные критические замечания также обозначила Турция.
Между тем 22 мая этого года президент Виктор Ющенко подписал указ «Об обеспечении работы нефтепровода «Одесса – Броды» в проектном направлении». Была создана рабочая группа, в состав которой вошли представители секретариата президента Украины, Верховной рады Украины, отраслевых министерств и ведомств и руководители двух украинских НПЗ, которые могут получать нефть, доставленную нефтепроводом «Одесса – Броды» (НПЗ «Галичина» и НПЗ «Нефтехимик Прикарпатья»). Рабочая группа разработала и начала реализацию плана организационных, юридических и технических мер по обеспечению в 2008 году условий перевода нефтепровода «Одесса – Броды» в аверсный режим работы.
Далее 30 июня президенты Украины и Азербайджана Виктор Ющенко и Ильхам Алиев договорились, что нефтепровод «Одесса - Броды» в ближайшее время будет наполнен технологической нефтью. Президент Азербайджана заявил, что готовится полноценное технико-экономическое обоснование по реализации проекта, которое должно дать полное представление о его коммерческой привлекательности. В свою очередь Виктор Ющенко подчеркнул, что все договоренности по развитию проекта поставок каспийской нефти по нефтепроводу «Одесса – Броды» в страны Европейского союза соблюдаются, в том числе и договоренность, достигнутая во время Киевского энергетического саммита, о поставках технологической каспийской нефти по этому нефтепроводу. «Обе стороны, в том числе и совместное предприятие «Сарматия», продвигаются в рамках реализации договоренностей, которые были достигнуты во время предыдущих встреч», - отметил Ющенко, особо подчеркнув, что «на уровне государств в этих вопросах нет никаких проблем».
Однако, как выяснилось, проблемы есть внутри самой Украины. 18 июля секретариат президента Ющенко выразил крайнее возмущение действиями Кабинета министров страны. По словам уполномоченного главы государства по международным вопросам энергетической безопасности Богдана Соколовского, 16 июля Виктор Ющенко собирался провести совещание по вопросам реализации проекта Одесса - Броды, на котором планировалось подписать документы, необходимые для практического воплощения указа президента об обеспечении работы нефтепровода в аверсном режиме. Была практически завершена подготовка проектов двух соглашений о поставках на предприятия (НПЗ «Галичина» и «Нефтехимик Прикарпатья») более чем 5 млн. тонн каспийской нефти и транзита 3 млн. тонн нефти через Украину. Эти соглашения планировалось подписать сроком на два года.
Однако Ющенко был вынужден отменить совещание, поскольку за день до этого в секретариат президента по факсу поступила копия поручения за подписью премьер-министра Украины Юлии Тимошенко. В нем она, в рамках борьбы с коррупцией, запретила представителям правительственных структур и государственных компаний принимать участие в переговорах, совещаниях и консультациях и подписывать документы по транспортировке нефти по трубопроводу «Одесса – Броды» до отдельного решения правительства.
Богдан Соколовский назвал происходящее «беспрецедентным случаем», добавив, что «ситуация откладывает реализацию проекта как минимум на несколько месяцев».
«Я не знаю, что тем самым запрещено. Запрещено двум украинским нефтеперерабатывающим заводам получать нефть? Запрещено украинцам, в частности в Западной Украине, иметь рабочие места? Запрещено украинскому водителю иметь нормальный нефтепродукт? Как можно не любить это государство, чтобы делать такие вещи?» - возмутился уполномоченный президента Ющенко.
Соколовский указывает на угрожающую ситуацию на украинском рынке нефти и нефтепродуктов: государство, имея мощности для переработки нефти в объемах более 50 млн. тонн в год, импортирует более 50% нефтепродуктов - дизеля и бензина. При этом отдельные НПЗ длительное время остаются на грани банкротства из-за недостатка сырья. По словам Соколовского, с целью исправления этой ситуации Виктор Ющенко на протяжении последних трех лет прилагает немало усилий для диверсификации источников и маршрутов поставок нефти.
Однако, похоже, что Юлию Тимошенко усилия Виктора Ющенко вовсе не впечатляют. Проигнорировав слова Соколовского, премьер-министр заявила, что правительство не допустит злоупотреблений и махинаций вокруг нефтепровода «Одесса – Броды». Тимошенко уверена, что секретариат президента Украины пытается осуществить очередную махинацию вокруг нефтепровода - подписать соглашения с оффшорными предприятиями, которые не отвечают международным проектам.
Ющенко же, наоборот, называет проект «Одесса - Броды» «уникальным» и предупреждает, что «если и дальше будут устраиваться политические дебаты вокруг нефтепровода, украинцев могут обогнать». Кто и как может обогнать, он объяснять не стал. В то же время украинский лидер уверен, что «ни один проект сегодня в Европе не может быть поставлен в один ряд с нефтепроводом «Одесса - Броды - Европейский союз», хотя разработано три проекта альтернативных нефтепроводов». Ющенко также постоянно подчеркивает, что наполнение нефтепровода каспийской нефтью было предусмотрено международными обязательствами Украины: «Думаю, мы не должны дать возможность, при наличии межгосударственных обязательств, межправительственных обязательств, выносить неправомочные распоряжения на прекращение той или иной деятельности с тем или иным субъектом права. Это не компетенция власти. Это право хозяйствующего субъекта».
Таким образом, между Ющенко и Тимошенко разгорелась нешуточная «нефтепроводная война». 24 июля на пресс-конференции украинский президент заявил, что во всем происходящем ему «очевидны политические ставки, которые не отвечают национальным приоритетам», а «коррупция тут ни при чем». И уже через несколько дней - 31 июля в Конституционный суд Украины поступило конституционное представление 59 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) указа президента «Об обеспечении работы нефтепровода «Одесса – Броды» по проектному направлению» №474 от 22 мая 2008 года. Чего, как говорится, и следовало ожидать – КС в последнее время является обязательным фигурантом политических «склок» в Украине. Там уже находится целый ряд представлений относительно конституционности указов президента.
На брифинге 31 июля Тимошенко еще раз подтвердила свою позицию. «Мы никогда не поддержим сотрудничество и практически теневую приватизацию нефтепровода «Одесса - Броды» через оффшорные компании, которые лишают Украину права влиять на этот проект. Оффшор, по которому сейчас хотят заключить соглашение, предполагает забрать технологическую нефть примерно на $100 млн., которые закачаны в этот нефтепровод, и потом ничем это не заместить. Это просто вопрос крупной теневой схемы, которую правительство никогда не допустит и не поддержит», - считает глава украинского Кабинета министров.
Вместе с тем Тимошенко подчеркивает, что поддерживает инициативы об аверсном использовании нефтепровода «Одесса - Броды», но только «когда соберется тот консорциум, та команда стран, которая готова будет и достроить нефтепровод дальше на территории европейских государств, и, безусловно, гарантировать стабильное обеспечение нефтью».
Дело дошло до того, что сторонники Ющенко обвинили «оранжевую» леди Тимошенко в лоббировании интересов российских компаний, которым выгоден дальнейший реверс Одесса - Броды, поскольку аверсный режим прокачки нефти по трубопроводу не позволит им экспортировать нефть из России в ЕС через нефтетерминал «Южный» под Одессой.
«Сегодня система магистральных нефтепроводов Украины находится в фактической зависимости от двух иностранных заказчиков - российской компании «Транснефть» и оффшорной компании «Скилтон» (Никосия, Кипр). Кабмину нужно разобраться и объяснить, почему эти две компании фактически управляют всеми нефтеносными маршрутами Украины», - считает замглавы секретариата президента Андрей Гончарук. Чиновник также добавил, что согласно решению СНБО (Совет национальной безопасности и обороны), которое в соответствии с Конституцией Украины обязательно для всех органов власти в Украине, Кабинет министров должен до 1 сентября завершить все необходимые юридические и организационные работы, чтобы аверсное использование «Одесса – Броды» стало возможным.
Упомянутая Андреем Гончаруком фирма «Скилтон» была зарегистрирована на Кипре 22 января 2001 года. Основатель - зарегистрированная на Британских Виргинских островах компания «ТНК Интернэшнл», входящая в состав группы компаний «ТНК» (Россия). Эта информация была получена в ходе исследования «Прозрачность доходов нефтегазового сектора Украины», проведенного центром «Номос» при поддержке фонда «Возрождение». «Оффшорная компания («Скилтон») была предложена в реверсивной схеме в качестве кредитора на сумму до $90 млн., держателя залога и распорядителя счета ОАО «Укртранснефть» в первоклассном европейском банке. Схема состояла из пяти соглашений, тесно связанных экономически, финансово и юридически. Речь шла об установлении контроля над перспективным нефтяным потоком с целью получения и теневого перераспределения доходов от транзита нефти», - это заключение центра «Номос» приводит интернет-газета «Экономика».
Также указывается, что, получив премьерский портфель, Тимошенко заявила о намерении ликвидировать коррупционные схемы в нефтегазовом секторе, которые были задействованы ее предшественниками. Основные усилия она сосредоточила на импортных газовых поставках, игнорируя нефтяной сегмент. Тем самым, делается вывод, глава Кабмина создала почву для обвинений со стороны секретариата в отношении нефтепровода «Одесса - Броды».
Народный депутат от БЮТ, член Комитета Верховной рады по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Сергей Пашинский заявил, что «сегодня через трубопровод «Одесса - Броды» прокачивается в реверсном режиме до 9 млн. тонн российской нефти ежегодно. Это дает Украине 70 миллионов долларов прибыли».
Однако доводы другой стороны гласят, что независимые компании делали первые оценки аверсного использования нефтепровода еще в 2004 году, и тогда же было показано, что аверсное использование экономически выгодно. С ростом цен на нефть выгода только возрастает. Это удобный путь поставки каспийской нефти потребителям в Украине и Центральной Европе.
Как видно, проект «Одесса - Броды» выполняет роль теннисного мячика в ударах, которыми обмениваются Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко. В данной связи стоит привести мнение политического эксперта, директора политико-правовых программ Украинского центра экономических и политических исследований им. Разумкова, который считает, что запуск при помощи ГУАМ проекта «Одессы - Броды» станет реальным успехом Ющенко. В свою очередь председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента», политолог Владимир Фесенко заявил, что «лакмусом» для ГУАМ будет реализация проекта трубопровода «Одесса – Броды». «Если смогут наладить работу трубопровода «Одесса – Броды» в аверсном направлении, то у этой организации будут четкие экономические перспективы», - полагает Фесенко.
Стоит отметить, что в проекте «Одесса - Броды» заинтересовано очень большое количество государств, поскольку это новый источник нефти для Европы. Как заявил представитель Турецкого национального комитета Несдет Памир, «диверсификация экспортных маршрутов принципиально важна, поскольку все они на пути в Евросоюз проходят через Российскую Федерацию». «Такая монополия уже никому не приносит никаких преимуществ - ни Украине, ни каспийским странам. Нужно пытаться сделать свою экономику более независимой», - считает Памир, и думается, что с ним согласятся многие.

Новости Азербайджана

 

Новости спорта

Курсы валют

Погода

Знакомства по всему миру

Я
Ищу

Город/Страна

[Поиск] [Расш. поиск]

Обмен ссылками

Здесь может быть кнопка Вашего сайта