Rambler

Начало
Главная
Мои проекты
Выборы-2008
Аналитика
Законы
Карабах
Библиотека
Фото Баку
Сегодня в мире
Шоу-бизнес
Ссылки

Rambler's Top100

 

США: как уйти из Ирака, чтобы остаться?

БАКУ, 23 августа – «Новости-Азербайджан». Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости. «Кавказский конфликт», как и можно было предположить, уже дает «широкие круги по воде», и именно этими кругами вынесло 21 августа в Багдад с необъявленным визитом госсекретаря США Кондолизу Райс. Главной целью визита было согласовать проект американо-иракского соглашения по безопасности, которое должно регламентировать военно-политические отношения между Багдадом и Вашингтоном, в том числе - определить сроки вывода и условия присутствия американских солдат в стране. Вашингтон «раздумывает» над этим договором уже полтора года, но теперь, после авантюры Саакашвили в Южной Осетии, в администрации Буша поняли, что с договором надо спешить, иначе США рискуют к концу нынешнего года потерять последние юридические зацепки затянувшейся военной оккупации Ирака.

Даже полностью проамериканское правительство в Багдаде уже подталкивает американцев к тому, чтобы они, наконец, определились с юридическими вопросами: объяснять иракцам и дальше необходимость «американской защиты», когда не видно ни обещанных улучшений жизни, ни безопасности, уже невозможно.

Связь с «кавказским конфликтом» здесь совершенно очевидная, но чтобы ее понять, придется напомнить некоторые важные детали. Дело в том, что формально войска США, и остальных членов «коалиции», присутствуют в Ираке на основе мандата ООН. Правда, он был выдан уже постфактум, лишь в октябре 2003 года, а американцы заняли Багдад еще в апреле того же года. Но не в этом суть. Сама резолюция СБ ООН 1511 от 2003 года, инициированная США и Британией, уполномочивала «создание многонациональных сил», которые должны были осуществлять все меры для поддержания безопасности и стабильности в Ираке. Поддержавшие резолюцию страны надеялись на то, что эта необходимость исчезнет с нормализацией обстановки либо в 2005-м, либо в 2006-м годах. Но ничего этого, как всем известно, не происходило. Происходило обратное – росло число жертв среди мирных иракцев, росло сопротивление войскам США и Британии, Ирак прямо-таки дробился на шиитские и суннитские регионы (и почти полностью самостоятельные курдские районы) и до сих пор балансирует на грани гражданской войны.

Тем не менее, США удавалось каждый год уговаривать СБ ООН на продление ооновского мандата, обещая «скорое выздоровление» страны. Следовали резолюции СБ 1546, 1637 и, последняя, 1723. Срок нынешнего мандата истекает в конце года, и шансов на его продление в ООН нет. Никаких. И вот тут-то как раз и прослеживается «грузинская связь».

Россия и раньше настаивала на том, чтобы сроки пребывания иностранных войск в Ираке были ограничены по времени. Ей обещали это сделать, но «забывали». Навряд ли теперь Москву, увидевшую, что творит администрация вокруг «кавказского конфликта», какими методами Джордж Буш и Кондолиза Райс пытаются спасти Саакашвили, можно будет уговорить еще немного подождать побед в «борьбе с терроризмом» и закрыть глаза на американскую оккупацию Ирака. В общем даже не оккупацию, а создание в Ираке некоего подобия «иракского протектората» США - дело идет именно к этому. Общая численность войск США, полиции, «советников» и «консультантов» сейчас приближается к 180 тысячам (собственно войск США 144 тысячи солдат и офицеров). С прошлого года даже иракский парламент требует, чтобы отныне все соглашения о пребывании «многонациональных сил» (МНС) в Ираке ратифицировались депутатами – раньше их просто игнорировали. «Совет Безопасности, - констатирует международный исследовательский центр Global Policy Forum (он создан для анализа деятельности ООН и имеет статус ее консультативного органа), - не проводил серьезной оценки поведения МНС в Ираке с точки зрения установления мира, безопасности и международного права. Во многих областях МНС нарушают международное право и права человека в Ираке».

Белый дом уже с начала года понимал, что с помощью ООН остаться в Ираке уже может не получиться. И здесь начали происходить весьма странные события, очень красочно иллюстрирующие то, как в госдепартаменте при Буше подходят к интерпретации международного права и законов, принятых самим конгрессом США. Не далее как в мае этого года разразился небольшой скандал, когда Белый дом, в ответ на просьбу конгресса обосновать дальнейшее пребывание войск в Ираке, заявил, почти в буквальном смысле слова, что Америка может находиться там «по собственному желанию». В письме в конгресс госдеп объявил, что США могут оставаться в Ираке и без мандата ООН, на основании резолюций конгресса от 2001-го и 2002-го годов, которыми было уполномочено применение силы в Ираке.

Конгрессу пришлось напомнить госдепартаменту и администрации об их профессиональном несоответствии. Юридические советники конгресса объяснили, что эти целевые резолюции санкционировали применение силы против Саддама Хусейна и для ликвидации оружия массового уничтожения. Ни того, ни другого в Ираке уже нет.

Так что лихорадочная работа над проектом нового соглашения вполне объяснима. А по содержанию это соглашение – мандат на то, чтобы остаться. Вопреки тому, что пишут американские газеты и некоторые агентства, никаких временных рамок вывода американских войск проект соглашения не устанавливает и пока представляет собой лишь основу для дальнейших дискуссий. Американцам, конечно, придется включить в него хоть какой-либо график вывода войск, без этого от договора будет отдавать кое-чем мало встречаемым в международной юридической практике. Но упоминавшиеся сроки «окончательного вывода» войск – 2011-й для « боевых частей» и 2014-й – для всех остающихся, как разъяснил после отъезда Райс представитель иракского правительства Али аль-Баддах (Ali al-Baddagh) – это всего лишь пожелания иракской стороны. Речь идет, по выражению, министра иностранных дел Ирака Хошияра Зибари, только о «временных горизонтах» (time horizons). Американцы, судя по проекту, вообще включили в него пункт о том, что вывод экспедиционных сил будет полностью зависеть от конкретных обстоятельств в сфере безопасности. Такая размытость, признают в администрации, нужна, чтобы в будущем иметь обоснование «задержаться» в Ираке насколько нужно. В общем, объявить об уходе и остаться

Новости Азербайджана

 

Новости спорта

Курсы валют

Погода

Знакомства по всему миру

Я
Ищу

Город/Страна

[Поиск] [Расш. поиск]

Обмен ссылками

Здесь может быть кнопка Вашего сайта